Бизнес с высоким EQ: какие качества помогают женщине построить успешную карьеру
30 мая 2019 года в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась очередная встреча Forbes Woman Club. Спикерами стали президент и председатель правления АО КБ «Ситибанк» и главный управляющий Citi в России Мария Иванова, руководитель Sberbank Private Banking Евгения Тюрикова и директор по персоналу SAP CIS Вера Соломатина. Модератором дискуссии выступила главный редактор Forbes Life и Forbes Woman в России Юлия Варшавская. Партнерами мероприятия стали легендарный армянский бренд АРАРАТ и французский дом Sisley. Участницы ForbesWoman Сlub обсудили, как бороться с проблемой гендерного неравенства в бизнесе, есть ли у женщин особые деловые качества и нужно ли поддерживать их продвижение по службе какими-то специальными инструментами. Мы выбрали лучшие тезисы дискуссии.
«Гендерное неравенство существует. Это нельзя отрицать»
Вера Соломатина, директор по персоналу SAP CIS
«В России действительно существует такая проблема, как неравенство в численности мужчин и женщин на определенных позициях. В рейтинге «Топ-1000 российских менеджеров — 2018» ИД «Коммерсантъ» больше всего женщин было среди директоров по общественным и корпоративным связям, второе место занимают директора по персоналу, третье место — директора по маркетингу. Речь идет о традиционно женских сферах. И, соответственно, самая большая численность мужчин в высшем менеджменте, среди IT—директоров и коммерческих директоров. Вот такая статистика в топ-менеджменте крупнейших российских компаний, вот такой разброс».
«Гендерное неравенство существует. Это нельзя отрицать, оно есть. Нет ни одной страны мира, где мужчины и женщины зарабатывают одинаково, разница в их доходах в России составляет 30%. Я таких примеров могу привести огромное количество. 40% топ-менеджеров в России — женщины, в США — 22%, а в Японии — 9%. И пока общество не будет меняться, пока не будет меняться культура, восприятие женщины как личности и как лидера, человека, способного управлять компанией, все останется как есть. Из 190 президентов разных стран только 9 — женщины, это тоже говорит о гендерном неравенстве. Принятие в компаниях KPI по гендерному равенству в кадровом составе мог бы помочь изменить существующее положение дел лет за 20. В нашей компании работает такая система, и к 21 году у нас на всех позициях, начиная со среднего до самого высокого уровня, должно быть не менее 40% женщин».
«Приоритеты и мотивация женщин в крупных городах и регионах, безусловно, отличаются. Если в крупных городах у девочки есть действительно мотивация получать образование, профессию, работать, самостоятельно зарабатывать, зачастую независимо от мужчины в материальном плане, хотя бы до момента выхода в декрет, то в российской глубинке эта разница в приоритетах заметна. И во многих городах мы встречали таких людей, таких женщин, для которых основная цель и задача — выйти замуж, хорошо устроиться «за мужем», не работать, заниматься домом, семьей. Так что далеко не все изначально настроены на успешную карьеру».
«Не женщины и мужчины разные, а вообще все люди разные. У мужчин может быть так же, как у женщин прекрасно развит эмоциональный интеллект: эмпатия, интуиция и так далее, а у женщин, в свою очередь, могут быть прекрасно развиты черты, считающиеся в патриархальном обществе типично мужскими. Это совершенно ничего не значит. Команда в бизнесе в принципе должна быть разнообразной, в ней должны быть мужчины, женщины, люди разных возрастов».
«Уровень интуиции и эмоционального интеллекта у женщин значительно выше»
Евгения Тюрикова, руководитель Sberbank Private Banking
«Обычно KPI решает все, но в этом вопросе — ничего. Если, скажем, на законодательном уровне будет решено, что в советах директоров компаний должно быть не менее 30% женщин, то в бизнесе появится множество прекрасных женщин, которые будут приходить на эту работу и ничего там не делать, и куча прекрасных мужчин, которые не будут принимать этих женщин. Так что не нужно бизнесу ставить задачи делать из женщин управленцев. Все проблемы в головах. Как и с походом в спортзал: если вы не хотите похудеть и заняться своим телом, то вы не заставите себя туда пойти».
«Важно объявить цель: для чего нам нужно гендерное равенство? Оно нужно не только для комфорта женщин. Пару лет назад было проведено исследование, которое прямо утверждает, что равное участие женщин и мужчин в руководстве крупной компанией в секторе экономики создает дополнительный потенциал роста. И оценка была сделана от 6 до 20% роста ВВП в перспективе ближайших двадцати лет. Равное участие на руководящих позициях мужчин и женщин по исследованиям, которые были проведены, приводит к лучшему результату. Если мы прямо сейчас займемся работой над гендерным равенством — а равенство считается там, где 30% женщин, не 50/50, и порядка 40% на сильных позициях, это считается равенство — мы увидим серьезный рост мирового ВВП. Женщины, безусловно, очень эффективны в бизнесе, и это доказывает исследование, которое проводилось почти в сотне стран мира».
«Природу никуда не деть, и все-таки есть мужчины, и есть женщины. Как мы развивались тысячу лет? У мужчины была задача сходить на охоту, а у женщины было задач очень-очень много. Уровень интуиции, как и уровень эмоционального интеллекта в целом, у женщин значительно выше, чем у мужчин. Мы матери, мы жены, мы собирательницы, хранительницы очага. У мужчины нет такого количества функций. Он не способен, например, вести несколько задач одновременно. У женщины это получается. Но, разумеется, мужчины прекрасны. И они прекрасны в своем. И пусть они такими и остаются».
«Женщине на собеседовании могут предложить зарплату на 30% меньше»
Мария Иванова, главный управляющий Citi в России, президент и председатель правления АО КБ «Ситибанк»
«Достижению гендерного равенства в бизнесе препятствует то, что просто нет такой задачи, не стоит таких целей, а продвигать женщин в высшие эшелоны руководства и достигать равенства в экономике можно только с помощью поставленных задач. Добровольно это происходит очень медленно и не очень охотно, и пока нет четких KPI внутри компаний, достигать этого очень сложно.
«Шерил Сэндберг, которая является исполнительным директором компании Facebook, написала отличную книгу несколько лет назад. Она по-английски называется «Lean In». Я в свое время ее прочитала и это помогло мне осознать, какие факторы мешают женщинам в построении карьеры: это страх, что у них не получится, что они еще не все знают для того, чтобы подняться на следующую корпоративную ступень. Есть такое мнение: мужчины получают продвижение по службе за счет своего потенциала, а женщины за счет той тяжелой работы, которую они делают, при этом они все еще не уверены в себе, все еще не уверены в том, что они готовы на следующий шаг».
«Мне приятно, когда мужчина платит за ужин вместо меня, но не тогда, когда ему проще это сделать благодаря гендерному разрыву в зарплате. История о том, что мужчины — охотники, а женщины — собирательницы давно в прошлом. Поэтому меня возмущает то, что женщине на собеседовании могут предложить зарплату на 30% меньшую, чем мужчине, несмотря на то, что она, возможно, воспитывает ребенка одна, и вообще обеспечивает свою семью, и плюс ко всему у нее отличное образование. И меня еще больше возмущает то, что женщины, зная о гендерном разрыве в зарплатах, приходят ко мне на собеседование и сразу просят меньше, чем менее квалифицированные кандидаты-мужчины».
«Женщины гораздо меньше склонны высказываться, гораздо менее склонны садиться на первые ряды, как мы сегодня имели возможность убедиться, а это важно для того, чтобы карьера, в том числе, развивалась. Да, мы часто работаем, хорошо работаем, получаем хорошие результаты и ждём, когда наступит следующий шаг. Вот это ожидание замедляет карьерное развитие. Мужчины говорят об этом гораздо более активно, гораздо более прямо, гораздо более сформулировано и чётко и даже адресуют, что они готовы сделать на следующую позицию и почему они её уже сегодня заслуживают, и поэтому они опережают женщин в карьерном развитии».