Бывшая сотрудница агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета.
«Бонжур, мадам. Сава? Велкам ту Марокко! Руссия? Путин гуд!».
Это самое частое, что я слышу в свой адрес в Марокко. Один из полицейских удивил перечислением российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. В Нижнем учится его сын, так объяснил он с улыбкой познания в российской географии.
В Касабланке озадачилась подготовкой к следующему этапу маршрута – перегону по Западной Сахаре и Мавритании. По информации, которую удалось собрать, там сложности с бензином и банковскими картами. Поэтому предстояло сделать запас топлива, обналичить все деньги, а также купить газ для горелок и продукты длительного хранения. Наступило время и для ТО – после последнего ТО моя Hyundai Elantra прошла уже больше 10 000 км, перед сложным отрезком по пустыне нужно заменить масло, проверить все жидкости и важные детали. На свое удивление я не обнаружила газ ни для одной из моих горелок, а цены в автомастерских на расходные материалы и саму работу оказались заоблачными. Что ж, если не найду газ, буду использовать старый бедуинский способ поддержания огня – верблюжий помет, а текущее техобслуживание сделаю своими силами. С такими мыслями, налегке, я направилась в Агадир.
Большие города меня выматывают, после Касабланки с ее гулом и хаосом чувствую себя разбитой и уставшей. В сумерках ставлю палатку на берегу океана. Тишина, только шум волн звучит как успокаивающая мантра. Проснулась отдохнувшей и бодрой, обнаружила рядом соседей – пока мы спали, свой нехитрый лагерь разбили рядом спортсмены-велосипедисты. Отец и сын марокканцы, живут в Таруданте, часто выбираются на непродолжительные велопоездки вдоль океана. Зазывали в гости, но пришлось бы делать большой крюк в сторону, любезно отказалась. Зато все разузнала про автосервисы в Агадире.
Прекрасное утро. Океан отступил от берега, освободив пляж для пробежки. Мальчишки выманивают из укрытия рыбу, спрятавшуюся в расщелине камня в ожидании прилива. Грета свободно носится по пляжу, поднимая клубы песка. Пока стоим на отдыхе, занимаюсь хозяйственными делами — обновила крепление для холодильника и бутыля с водой, отремонтировала помпу (она пропускала воздух, и вода текла с минимальным напором — мелочь, а в дороге причиняет неудобства). Достала коробку с инструментами, на глаза попался портновский сантиметр. Измерила свои параметры, удивилась – по минус 15 см в талии и в бедрах. Так я вернулась к свое физической форме 10-летней давности. Похудела я конечно прилично, любимые походные брюки, которые всегда были мне впритык, уже болтаются на бедрах!
На ближайшей автозаправке заливаю бензин, ставлю на зарядку гаджеты, навожу порядок в автомобиле. Пылесосить приходится два-три раза в день, к обилию шерсти в салоне прибавился еще и песок, потому что побегать по пляжам Атлантики Грета любит.
Слышу крик: «Мадам, мадам»! Оборачиваюсь – марокканец, смотритель заправки, машет руками и показывает на что-то красное. Арбуз! Угощает. Сладкий! А ведь утром я думала о том, что хочу арбуз! Но такие они огромные в Марокко, одной не осилить! Через час – опять «Мадам, мадам!». Время пить чай, а у марокканцев это святое. А если рядом гость – пригласить его на чаепитие — тоже святое дело. Пьем их традиционный чай – мятный, ароматный, на десерт — ржаная лепешка с оливковым маслом и разговоры «за жизнь». Жестами, знаками, но понимаем мы друг друга отлично.
Продолжаю уборку и одновременно наблюдаю за людьми. Строитель укладывает мозаику на питьевой фонтан. Смеется, просит сделать фото. Оцениваю его работу как «Бьютифул!» и щелкаю затвором фотоаппарата ему на радость. Мальчишки — сыновья работников заправки — крутятся вокруг автомобилей. В свои юные годы они зарабатывают приличные по марокканским меркам деньги. Один заправляет бензобаки, второй подкачивает колеса, третий наводит порядок на территории и в помещениях. И все разбираются в матчасти как настоящие автомастера. Подошли ко мне издалека, осмотрели визуально мою машину, и посыпались советы: про масло, фары, давление в шинах и другие мелочи, которые совсем не мелочи для автомобилиста в дальней дороге. А ведь многие спецы не обращают на такие мелочи внимания или не считают необходимым их замечать. Но именно эти мелочи могут спасти жизнь в дороге.
Солнце уже высоко, справившись с хозяйственными делами, я выезжаю на трассу. Еще не успела набрать разрешенную скорость – 90 км/час, как машина «Скорой помощи», движущаяся во встречном потоке, резко вывернула на мою полосу, начав обгон. Это произошло так близко, что я увидела безумные глаза водителя. Мысли пролетели в голове за доли секунды, я успела попрощаться с жизнью, представить, что путешествие завершилось вот так нелепо, и что будет с Гретой? Педаль тормоза, уклоняюсь чуть вправо. Было еще два варианта – лобовое столкновение или кювет. Но у моей Hyundai Elantra хорошие тормоза и отличная маневренность, и она выбрала пожертвовать зеркалом и левым боком. Треск разбитого пластика, удар по касательной.
Остановилась. Все живы и здоровы. Ущерб минимальный. Оказалось, что «Скорая» везла старика в клинику. Вместо водителя на месте аварии остается его коллега, а машину мы отпускаем, чтобы доставить больного в больницу. Полиция, расспросы, документы, замеры. Согласно правил дорожного движения необходимо донести до дежурного консула РФ информацию о ДТП с россиянкой, но его мобильный телефон не отвечает. Решаю не связываться со страховой компанией – на это уйдет еще день или два, и еду в Агадир с надеждой там исправить последствия столкновения.
От пережитого стресса я стала отходить только на стоянке, уже вечером села на стену из камня, выложенную чьими-то бережными руками как бордюр, отделяющий дорогу от пропасти с видом на океан. Размышляю про случившуюся аварию, слезы текут, а тело трясет. Первая мысль – бог опять меня оставил. И осекаюсь тут же: «А я? А с богом ли я сейчас сама? Я действительно в искреннем принятии всего, что происходит со мной? Я действительно в искреннем доверии? И являюсь ли я сейчас сама источником любви?. То, что случилось – бог действительно меня оставил или именно в тот момент он взял на руки и нес, предотвращая более тяжкие события и последствия?».
Солнце, падающее в океан на исходе дня, смотрит на меня осуждающе. Благодарю, что жива и здорова, что могу держать сейчас в руках спелый гранат, ощущать его вкус и смотреть на уходящее солнце, а Грета рядом и тычет свой теплый нос мне в ноги, зовет гулять.
Будто в подтверждение, раздается гул барабанов. Группа марокканских ребят на берегу, вдалеке, стучат на импровизированных инструментах и поют в такт на разные голоса, создавая гармоничную мелодию.
В Агадире все складывается быстро и ровно. День прошел в ремонте. Легко нашелся магазин, где продают расходные материалы. Там же подсказали, где найти автомеханика, привели в мастерскую, где мне сделали ТО. Там же позвонили другому мастеру, тот пришел и оценил объем работ по восстановлению зеркала. Он собрал пластиковый корпус по частям и поставил его на место, убрал следы столкновения, зашлифовал обе левые двери машины и подкрасил. И – о, чудо! — совершенно случайно в небольшом магазинчике я обнаружила газовые баллоны для моей горелки и сухое горюче. Счастье есть. В Легзиру отправляюсь на обновленной машине и с чувством выполненного долга.
Это второе мое посещение Легзиры вместе с Гретой. Если первый раз я исследовала ее снизу, гуляя по пляжам через знаменитые арки, то в этот раз обозреваю это природное чудо сверху, со смотровых площадок.
На 100 километров от Легзиры находятся плантации опунций. Их здесь специально выращивают, они растут на склонах, на любом свободном участке земли, как кукуруза. Местность пустынная, и кроме этих кактусов, приносящих сочные плоды, из сельскохозяйственных растений ничего нет. Памятуя свой опыт знакомства с опунцией под Рабатом, проезжаю мимо. Дальше – только лунные пейзажи. Впереди – Западная Сахара, где только пустыня и океан.