К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как выбрать место для художественной галереи

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Как я почти случайно нашла помещение для галереи и почему решила вложить в стартап все свои средства, а не полагаться на государство

После принятия решения о смене карьеры я начала анализировать, чего не хватает на рынке современного искусства в России, каковы возможные стратегии вхождения на рынок и какой район Москвы лучше подходит для галереи.

Про рынок современного искусства в России сразу было понятно, что он плохо развит. Коллекционеров на момент моего исследования — полтора года назад — было около 30 во всей стране, художников практически перетасовывают из одной галереи в другую. (Сразу замечу, что на мой взгляд коллекционер это человек, для которого приобретение произведений искусства — способ вложения денег. Он не просто вешает картину себе в гостиную или в туалет, а делает ставки на то, какой автор будет цениться в будущем. Более того, если именитый коллекционер покупает работу автора, то цена на работы этого автора может возрасти). Помимо этого система ценообразования на произведения искусства вызывает серьезные вопросы.

По рассказам очевидцев, до кризиса 2008 года дела у галеристов шли хорошо, так как люди были склонны к серьезным тратам, а альтернативные инвестиции позволяли не только диверсифицировать активы, но и укрепить имидж, создать репутацию. К тому же стабильная ситуация на рынке способствовала росту потребления предметов роскоши, и помимо коллекционирования предметы искусства активно использовались при оформлении интерьеров. Но с наступлением кризиса ситуация резко изменилась — на рынке царило настороженное состояние, галереи теряли клиентов, выставки становились все менее интересными, а на международном рынке продолжали считать, что российское современное искусство отстает в развитии лет на 30-40, ограничивается именами Ильи Кабакова и Эрика Булатова и не заслуживает внимания. Все это, а также беседы с гуру рынка современного искусства Иосифом Бакштейном и знатоком рынка Еленой Пантелеевой, обеспечило мне предчувствие, что грядет время перемен . Так и случилось — менее чем через год после начала работы «Галереи 21», в апреле 2012 года, три ведущих галереи столицы закрылись или претерпели серьезные преобразования.

 

Конечно, я хорошо понимала, что произведение искусства — это не «продукт» первой необходимости, особенно во время кризиса. Однако я собиралась воспользоваться моментом кризиса и недостаточной развитостью арт-рынка в России (из-за этого, в частности, первую галерею имело смысл открыть в Москве, а не в Европе). Помимо этого я хотела выбрать стратегию первопроходца для обеспечения высокой конкурентной способности, предложив рынку новый подход и новый продукт. В ходе исследования выяснилось, что на рынке остается пустой целая ниша — практически никто не занимался продвижением молодых российских художников ни в стране, ни за рубежом. Это и была бизнес-возможность, которую я решила не упускать.

Поиск помещения начинался летом — в это время ставки ниже, чем в активный сезон ведения бизнеса. Скажу честно, я внимательно изучила возможности и сначала надеялась на получение поддержки от соответствующих госорганов либо как представитель малого бизнеса, либо как молодой предприниматель, либо как организация, занимающаяся просветительской деятельностью в области современного искусства. Оказалось, что помощь в денежном эквиваленте от госоргана если и возможна, то требует такого количества временных вложений и бюрократических усилий, что встает вопрос: или ты занимаешься бизнесом или обеспечением процедур. Тогда я решила, что вложу в стартап свои средства, все что было.

 

Для поиска подходящего помещения я разбила город по районам и начала с «Винзавода» на Курской, где на тот момент были сосредоточены известные галереи. Но мне не понравилась непродуманная инфраструктура этого места и арендные ставки, завышенные, на мой взгляж. Дальше, конечно, нужно было рассматривать ЦАО, обозначив приоритетные факторы: не white cube (это, условно говоря, относительно большое пространство галереи белого цвета и прямоугольной формы) — мне хотелось отличаться от остальных, приемлемая арендная ставка, удаленность от метро, наличие парковки, ситуация с пробками, адекватность арендодателя.

Первые две попытки снять помещение были выверенными и подготовленными — вплоть до расчетов архитекторов и ремонтников. Но в первом случае я потеряла три месяца времени, а во втором — на «Красном Октябре» — едва не потеряла задаток. В результате помещение я нашла случайно, погуливаясь в Хамовниках — удивительном, чудом сохранившемся районе в центре Москвы. В Пуговишниковом переулке на двухэтажном кирпичном здании я увидела растяжку с номером телефона — в результате моя «Галерея 21» обосновалась там: и центр, и дух старины, и оптимальное на сегодня количество квадратных метров.

О том, как я нашла партнера по бизнесу и решала технические вопросы (создание ООО и сайта, выбор администратора и кассового аппарата) я расскажу в следующий раз.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+