В 2010 году выпускница Высшей школы экономики в Дрездене и старейшей школы менеджмента ESCP Europe в Лондоне Ксения Подойницына бросила карьеру инвестбанкира и вернулась на родину, чтобы продавать товары совсем не первой необходимости. За год она нашла партнера по бизнесу, арендовала помещение в центре Москвы и открыла галерею современного искусства «Галерея 21». За тем, каково быть галеристом в России, вы можете следить в режиме реального времени.
По образованию я финансист и специалист по международному менеджменту. Я закончила РЭА им. Г. В. Плеханова Москве, Высшую школу экономики в Дрездене и старейшую школу менеджмента ESCP Europe. В 2010 году, получив диплом магистра в Париже, я вышла со знанием разных финансовых систем, case study успешных стратегий крупных компаний, cultural differences многих стран и двух иностранных языков — английского и немецкого. Прошу не воспринимать этот абзац как хвастовство, так как сейчас при хорошей базе знаний после школы и умении вовремя подать документы в вуз, как в российский, так и в зарубежный, любой может получить желаемое образование.
А вот с работой сложнее. Международные вузы обычно гарантируют интерес лучших работодателей. Однако я поступила на магистра во время кризиса, а затем хотела работать в Европе, поэтому, помимо большого количества высококвалифицированных специалистов на рынке, я столкнулась с проблемой получения рабочей визы. Дело в том, что в Европе, чтобы принять иностранца на работу, компания должна провести отбор сначала в своей стране, потом в ЕС, и только потом, если не найдут никого у себя, они обращаются к зарубежным специалистам. В то время, когда я заканчивала учиться, была возможность подать на визу Tier 1, предназначавшуюся для выпускников Европейских вузов на период поиска работы. А сейчас и ее упразднили и для сегодняшних выпускников ситуация усложнилась. Был и еще один фактор риска — перед тем как начать поиск работы, я заканчивала семестр и писала диплом в Берлине, а работать хотела в Лондоне.
Несмотря на все сложности, я задалась целью и искала вакансии, где был необходим русскоговорящий специалист. В результате меня взяли в инвестиционный банк в Лондоне, в департамент Debt Capital Markets с перспективой стать аналитиком и идти дальше по карьерной лестнице: старший аналитик — ассоциат — старший ассоциат — директор — вице-президент и глава департамента. Работа меня увлекла, зарплата была неплохая, вот только если бы еще можно было платить российские налоги, а не местные. В Лондоне вообще множество неудобств: высокие цены на недвижимость, нехватка толковых специалистов, которые могут помочь по дому, в городе достаточно грязно, тесное метро. Но несмотря на все это, Лондон — финансовая столица мира.
В Лондоне я начала активно интересоваться современный искусством. В Берлине я много ходила в музеи, на крупные выставки и биеннале, а в Лондоне — помимо Tate, V&A, British Museum, Saatchi и т.д. — я стала посещать и частные галереи. Впрочем, продлилось это недолго: после 3-месячного испытательного срока наначалась напряженная работа по 12-14 часов в день, без выходных и с постоянным вздрагиванием от каждого вибрирования blackberry. Во всем этом, однако, был плюс: из-за нехватки свободного времени, у меня не было времени на магазины и я стала складывать деньги на депозит.
В какой-то момент наступила необходимость продления долгострочной рабочей визы, которую мне надо было делать в Москве. Я оказалась в московском Сити в зимнее время года и начала работать в Москве по лондонскому времени. Наверное, этот период и стал началом конца. Хотя мне нравилась работа, мне нравился ритм жизни и значимость того, что я делала: я готовила pitch books для потенциальных крупнейших сделок, мы обычно всегда получали мандат, поэтому я чувствовали авторитет и значимость банка, в котором работала; я присутствовала на конференции с господами Кудриным и Улюкаевым в Queen Elizabeth Hall, когда они рассказывали про инвестиционный климат в России, что было весьма интересно для меня. Но все же я не была уверена, что работа с «виртуальными ценностями» станет целью моей жизни. А если что-то менять, то на это надо решаться сейчас, а то потом будет сложнее все бросить, отказаться от уже достигнутого и начинать все сначала. И я задумалась о своем собственном бизнесе.
Итак, решение принято. Хоть оно далось очень не просто, теперь я знала, чем я хочу заниматься — мой собственный бизнес будет связан с современным искусством. Первоначальные инвестиции — собственные 720 000 рублей. Для кого-то это может показаться рискованным шагом, даже если речь идет о малом бизнесе. Но я взяла на себя этот риск. Впоследствии мои расчеты оказались правильными, но лишь на первые несколько месяцев. Почти сразу стало понятно, что для стабильного развития бизнеса нужно искать дополнительные средства. О том, как я нашла новые деньги, как чудом удалось арендовать помещение в тихом центре Москвы, о художниках и о попытках обратиться за моральной помощью к Сергею Капкову я расскажу в следующий раз.