Исходные данные. Екатерина заняла позицию HR-руководителя в международной компании. Должность оказалась проблемной — команда, доставшаяся ей от предыдущего руководителя, неохотно берет на себя выполнение поставленных задач по проведению изменений. Сотрудники воспринимают ее управленческий стиль как резкий и безапелляционный. Отношения с непосредственным руководителем — управляющим директором тоже стали напряженными. Он и организует для Екатерины коучинговые сессии для того, чтобы помочь ей сбалансировать рабочие отношения.
На сессии Екатерина рассказывает о том, что непрерывно беспокоится о работе и переживает, что не удается решить задачи максимально быстро и хорошо. Ей приходится вводить непопулярные процедуры в обстановке скрытого сопротивления. Она не высыпается, из-за перегрузки чувствует постоянную разбитость. А руководитель добавляет все новые задания, игнорируя ее нагрузку. «Объективно, рабочая ситуация вполне рядовая. Но для Екатерины это предмет высокого негативного напряжения, — комментирует бизнес-коуч Михаил Кларин. — Особенность ситуации в том, что женщина полностью сфокусировала свою жизнь на карьере, потеряла контакт с частью своих собственных ценностей, можно сказать, что ее личность не находит полной самореализации».
Осторожный вопрос коуча «Как устроена жизнь помимо работы?» вызвал неожиданную для самой Екатерины реакцию — рыдания. Чтобы утвердиться в очередном статусе, Екатерина жертвует всем личным временем. Ей важно поддерживать образ успешного руководителя. Но формально обоснованные требования сотрудники воспринимают как придирки человека, в жизни которого что-то не в порядке. И начальство, как ей кажется, не совсем ее ценит: последние годы ее не повышают по службе. При этом, возмущается Екатерина, никто не задает вопросов ее коллеге, равной ей по статусу руководителю другого департамента, которая позволяет себе ходить по бутикам в рабочее время.
Решение проблемы. Михаил Кларин советует: когда кто-то вызывает острое раздражение, надо спросить себя: «Чему я могу научиться у этого человека?». В случае с Екатериной, поведение коллеги подсказывает, что нельзя забывать о себе в процессе работы. В бизнесе работает то же правило безопасности, что и при перелетах: взрослый должен надеть кислородную маску в первую очередь на себя, и только затем — на ребенка. «Если руководитель-женщина забывает о себе, то теряет способность адекватно взаимодействовать с рабочим окружением, — говорит Михаил Кларин. — В состоянии напряжения время и энергия расходуются на работу неадекватно, что приводит к ненужной затрате сил, провоцирует скрытые и явные конфликты и даже сопротивление сотрудников».
Для Екатерины забытым в погоне за карьерными успехами оказался спорт, который раньше был для нее очень важен. С ним был связан значительный период счастливой жизни, дружеские связи. В итоге, после консультаций, она приняла решение два-три раза в неделю уходить с работы не позднее 19.00. При этом заранее составляла планы на вечер, которые касались походов в бассейн и восстановления связей с друзьями. Эти простые действия помогли ей вернуться к собственным ценностям и сказались на управленческой эффективности. Екатерина стала спокойнее воспринимать расхождение между идеальными требованиями к выполнению задач и тем, как обстоят дела в текущий момент, хотя внимание к сотрудникам не ослабила. А через полгода произошел прорыв в карьере: ей повысили зарплату и предложили возглавить более привлекательное для нее направление.