Большинство вновь образующихся фирм не доживают до своего пятилетия, и лишь немногие успешно существуют десятилетиями. От чего зависит срок жизни бизнеса? Думаю, что в первую очередь от команды, которая начинает и развивает бизнес, от друзей, коллег, партнеров, от членов собственной семьи.
В отношении семейного бизнеса сформировались две прямо противоположные точки зрения. Одни считают, что не стоит смешивать работу и личную жизнь, другие же уверены, что родственные отношения способствуют укреплению бизнеса. И то, и другое утверждение справедливо — все зависит от конкретных людей, затевающих совместные предприятия. Как показывает практика, успех семейного бизнеса возможен в любой сфере. Это может быть небольшое предприятие — например, кафе или хлебопекарня, где трудятся от двух до десяти человек. А может быть и компания, в которой работает несколько тысяч человек, в том числе наемные управленцы, но контрольный пакет акций принадлежит одной семье. Нередко именно семейные компании становятся лидирующими в своей отрасли, что произошло и с нашей компанией ФБК. Она появилась на свет 12 сентября 1990 года. Ее создали мой муж Сергей Шапигузов и я.
Мы оба окончили экономический факультет МГУ. После защиты диссертации я ушла на преподавательскую работу в МИНХ им. Плеханова, где впервые начала заниматься консультационной деятельностью. Шапигузов к тому времени несколько раз побывал на стажировке в США и каждый раз привозил с собой новые идеи. Перед нами открывалось множество возможностей, однако мы выбрали аудиторский бизнес — интересное, перспективное и рискованное по тем временам дело.
Цель нашего бизнеса — производство интеллектуального продукта, а такой продукт всегда зависит от качеств людей, которые его производят. Начиная и развивая бизнес, мы прежде всего делали ставку на людей. Знания специалистов, их профессионализм — необходимые, но недостаточные условия успешного развития бизнеса. Не менее важен характер человека, система ценностей. Умение находить единомышленников, которые близки тебе по духу, с которыми комфортно работать, — необходимое дополнение к профессионализму.
Высокая степень мотивации персонала — один из главных факторов повышения конкурентоспособности бизнеса. Наши сотрудники зарабатывают столько, что могут купить себе квартиру, машину и т. д. И все же одного материального стимула недостаточно: люди ищут возможности распоряжаться своей жизнью и реализовывать себя не только профессионально, но и в личностном плане. Наша роль — помочь им в этом, понять, чего они хотят, в какой ситуации они будут чувствовать себя комфортно и жить в гармонии с собой. Иногда для самореализации достаточно возможности располагать своим временем. Иногда у человека возникает потребность быть оцененным за достоинства, которые не связаны напрямую с бизнесом. Список можно продолжить. При этом очень важно, чтобы жизненная позиция сотрудника совпадала с базовыми ценностями, которые были заложены при создании компании. Проблема мотивации — это проблема заинтересованности людей в вашем бизнесе. Это не только заработная плата и премия. Это помощь в реализации жизненных установок и ценностей человека при условии постоянного профессионального роста.
Одно из ключевых условий успешного предприятия — разделение функций в руководстве, к которому постепенно пришли и мы. Супруги лучше всех знают достоинства и недостатки друг друга, и эти знания помогают не только в личной жизни, но и в бизнесе. В нашей компании я менеджер, а супруг — стратег. Моя задача — оперативное управление и повседневные дела компании. Я иду вслед за Шапигузовым, воплощая его идеи.
Возможность использовать сильные стороны и мужчины, и женщины — это естественное преимущество семейного бизнеса. В частности, женщина часто может интуитивно решить задачу, которая рациональному решению не поддается. При этом, как мне кажется, «женского» или «мужского» стиля руководства не существует, есть лишь некоторые нюансы. Женщинам помогает большая, чем у мужчин, способность понимать других людей. Кроме того, женщинам свойственно прощать недостатки. Мужчины же редко учитывают эмоционально-психологический аспект работы, они склонны основываться только на фактах и логике, принимать рациональные решения.
Для жизнеспособности бизнеса крайне важно с самого начала сформировать обстановку взаимного доверия. При отсутствии доверия между супругами-владельцами нет и взаимного доверия между сотрудниками, успешное развитие и процветание компании невозможны. Мы были одними из первых, кто создавал бизнес в новых нелегких условиях развития российской экономики. Мы доверяли и доверяем друг другу, и, возможно, именно поэтому нам удалось завоевать и доверие наших клиентов.