К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Была ли дискриминация?


Можно ли доказывать гендерную дискриминацию статистическими методами? Верховному суду США предстоит решить этот вопрос

Во вторник Верховный суд США начал рассматривать дело о том, будет ли дан ход коллективному иску 1,5 млн женщин по обвинениню компании Wal-Mart в гендерной дискриминации (подробнее об этом деле читайте здесь).

Верховный суд должен решить, закономерно ли при помощи социологического исследования определять, имеют ли отношение заниженные зарплаты и недостаточное представительство женщин в управлении компании Wal-Mart к скрытым предубеждениям, — ведь дело в Верховном суде основано на показаниях профессора социологии Университета Иллинойса в Чикаго Уильяма Билби.

В суде низшей инстанции Билби заявил, что женщины в Wal-Mart получают несправедливо более низкий оклад и реже повышаются по службе, а решения о компенсации и повышении по службе принимаются под влиянием гендерных предубеждений. Но при этом он не рассматривал конкретные решения в отношении какой-либо из них.

 

Когда суд спросил Билби, как часто стереотипы влияют на кадровые решения Wal-Mart, он не смог назвать точных цифр. А затем признал, что эта цифра может быть «где угодно между 5% и 99,5% решений в области кадровой политики». Судья же, принимая решение, постановил, что истцы могут продолжать свой коллективный иск в силу «неопровержимых статистических данных, которые показывают, что женщины, работающие в магазинах Wal-Mart, получают меньше, чем мужчины, во всех регионах, что финансовое неравенство существует на всех уровнях...»

Главная проблема — доказать, что замеченные статистические тенденции являются признаком именно дискриминации женщин, а не каких-то свойств их работы, объективно мешающих быстрому продвижению по службе.

 

Следственный эксперимент

Лучшие мировые оркестры всегда отрицали, что пол играет какую-либо роль в решениях о приеме на работу. Музыканта берут в оркестр, отвечали они на обвинения, основываясь исключительно на не связанных с полом представлениях о качестве работы. Музыкальное совершенство нельзя свести к объективным критериям. Поэтому у женщин не было возможности доказать, что их недостаточное представительство имеет какое-то отношение к полу.

Может быть, женщины просто не так сильны в музыке, как мужчины? Или их слишком отвлекают семейные обязанности?

Когда женщины все-таки сумели убедить отборочные комитеты, набирающие музыкантов в оркестры, проводить прослушивания вслепую, результаты были впечатляющие. Такие прослушивания на 50% увеличили вероятность того, что женщина успешно пройдет первый тур, и в несколько раз — частоту приема на работу. Оказалось, что пол все-таки сказывался на решениях комитетов.

 

Если Верховный суд примет доказательства Билби, он последует уже устоявшейся в США судебной практике. В деле «Мюллер против штата Орегон» в 1908 году адвокат (а впоследствии судья Верховного суда) Луис Брэндис опирался на похожие доказательства. В поддержку своего аргумента, что женщины более слабые работники, чем мужчины, Брэндис приводил эмпирические данные из сотен источников, иллюстрирующие вредоносный эффект, который долгий рабочий день и тяжелые условия труда производили на женщин.

Записка по делу Брэндиса породила знаменитое заключение, написанное поверенным (а позже судьей Верховного суда) Торгудом Маршаллом в деле «Браун против Образовательного совета». Маршалл привел доказательства того, что «раздельное, но равное» образование, практиковавшееся в южных штатах, имело вредный психологиеский эффект на афроамериканских школьников. Суд принял доказательства и вынес решение в пользу истца, положив начало десегрегации публичных школ в последующие 40 лет.

Точные критерии

Когда обычные люди не могут разобраться в проблеме, суды прибегают к помощи экспертов. Они, однако, не любят привлекать экспертов к вопросам, в которых прекрасно могут разобраться обычные люди, вроде того, почему кому-то отказали в повышении. Но так ли просто на самом деле в них разобраться?

Давайте предположим, что женщины из оркестра подали иск о дискриминации против Филармонического оркестра Лос-Анджелеса. Смогут ли они доказать, что им не перезвонили под влиянием скрытого предрассудка? Вероятность невелика, учитывая субъективность кадровых решений в искусстве. К сожалению, это верно и для 1,5 млн женщин, работающих в Wal-Mart. Менеджер решает, что у нее «недостаточно командного духа» или «она недостаточно яркая», чтобы принимать участие в тренинге для менеджеров. Он решает, что кандидат-мужчина обладает большим потенциалом и показывает «качества будущего лидера».

Если менеджеры будут продолжать настаивать на использовании расплывчатых и субъективных критериев оценки труда, которые, как уже много раз показывалось, играют такую большую роль в исключении женщин из высших административных составов и советов директоров по всему миру, применение закона может быть единственным ответом.

 

Верховный суд может взглянуть на проблему шире: могут ли работники при невозможности доказать влияние скрытых предрассудков на каждое конкретное дело, использовать социологические исследования, чтобы доказать, что сама система настроена против них.

В то же время работодатели, которые не предпринимают шагов по созданию критериев оплаты и повышения по службе, способствующих равенству полов, подводят себя и своих покупателей, не говоря уже о более чем половине своей рабочей силы. А знергия и потенциал женщин-работниц — не то, что стоит терять.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+