Компании Wal-Mart грозит грандиозный судебный процесс: около 1,5 млн женщин, работающих или когда-то работавших в Wal-Mart, могут подать коллективный иск против своего работодателя, обвиняя его в дискриминации. Коллективных исков с таким колличеством участников еще не бывало. Компания в ответ заявляет, что общий иск в этом случае подать в принципе невозможно и дело каждой женщины следует рассматривать отдельно. Во вторник тяжба, тянувшаяся 10 лет, дошла до последней инстанции: дело начал рассматривать Верховный суд США. Если он примет решение в пользу женщин, крупнейшему в мире ритейлеру грозят многомиллиардные убытки.
Сейчас Wal-Mart отчаянно борется даже не с обвинениями в дискриминации, а с возможностью женщин подать коллективный иск и доказывать, что права всей группы были нарушены. Компании гораздо выгоднее заставить женщин подать индивидуальные иски: во-первых, индивидуальные случаи дискриминации сложнее доказать, и даже если Wal-Mart их проиграет или пойдет с истцами на мировую, убытки будут меньше, а главное, ритейлер утверждает, что дискриминация не носила системного характера — то есть между действиями менеджеров в разных филиалах, зарплатами и карьерой разных сотрудниц не существует никакой связи. Форма коллективного иска женщин против Walmart была одобрена калифорнийским судом в 2004 году, после этого компания подала две апелляции и оба раза проиграла.
Рассмотрение дела в Верховном суде США создает важный прецедент — коллективные иски в США всегда были важной формой борьбы за гражданские права и против любой дискриминации. Если Wal-Mart выиграет в последней инстанции, это может в будущем усложнить подачу самых разных жалоб против работодателя. Однако первый же день слушаний стало ясно, что принять решение в этом спорном деле будет непросто. Верховный суд практически сразу разделился по гендерному принципу. Три женщины-судьи, Елена Каган, Соня Сотомайор и Рут Гинсбург, защищают возможность коллективного иска. Рут Гинсбург, которая до начала работы в Верховном суде была известным адвокатом в делах о гендерной дискриминации, назвала иск от имени 1,5 млн женщин «правомерным». «Месяц за месяцем компания получает отчеты, из которых видно, что женщин обходят при повышении в должности, что женщины зарабатывают меньше, чем мужчины, выполняющие ту же работу. Это происходило не один раз и не два. Неужели компания не обязана была проверить, идет ли речь о систематической дискриминации, и если да, то не должна ли она была начать с этим бороться?» — сказала Гинсбург.
Однако мужчин в Верховном суде США ровно в два раза больше, чем женщин, и практически все они отнеслись к требованиям сотрудниц Wal-Mart скептически. Судья Самуэль Алито считает, что оснований для коллективного иска недостаточно. «Речь идет о типичном американском работодателе. Тогда можно сказать, что любая компания нарушает федеральные законы». Судья Энтони Кеннеди напомнил, что Wal-Mart официально принял положения, запрещающие гендерную дискриминацию. «Вы действительно можете адекватно доказать, что эта официальная политика всего лишь прикрытие и в компании существует другая, централизованная политика, поощряющая дискриминацию женщин?» — спросил другой судья, Антонин Скалиа.
Судья Соня Сотомайор заявила на это, что она изучила статистику по карьерному развитию и оплате сотрудников Wal-Mart и пришла к выводу, что налицо неравенство шансов мужчин и женщин, при этом неравенство в зарплатах выражено гораздо сильнее, чем у 10 конкурентов компании. «Почему статистика не может быть доказательством того, что такая политика действительно существует?» — говорит она. Цифры говорят сами за себя: 70% всех сотрудников Wal-Mart — женщины, однако среди менеджеров женщин меньше трети, а в 2001 году, когда иск был подан, их было еще меньше, 14,3%. У ближайших конкурентов женщин-менеджеров гораздо больше, в среднем 56%. При этом менеджеры-мужчины в Wal-Mart зарабатывают в среднем $105 700 в год, а женщины всего $89 300. Разница в зарплате есть и на низших должностях: кассиры-женщины получают $13 800, а мужчины — $14 500, и это при том, что 93% всех кассиров в Wal-Mart — женщины. Интересно, что лишь один из судей-мужчин, Стивен Брейер, внял этим аргументам и принял сторону женщин, по его мнению, речь идет об «общем случае» и можно допустить хотя бы ограниченный коллективный иск.
Дело против Wal-Mart началось в 2001 году, когда шесть женщин обвинили компанию в дискриминации, причем добиться компенсации только для себя им было недостаточно и они объявили, что хотят подать коллективный иск от имени всех женщин, работающих или работавших в Wal-Mart. Одна из истиц, Кристин Квапновски, работавшая в компании с 1986 года, рассказывала CNN, что долго не могла добиться перевода в менеджеры. Когда она спросила начальника, что ей нужно сделать для повышения, то получила ответ: «Приодеться и сдуть паутину со своей косметички». Когда начальник поднял зарплату одному из ее коллег-мужчин, это было объяснено тем, что «ему надо кормить семью». Квапновски говорит, что возмутилась, потому что воспитывала одна двоих детей, но ее никто не услышал.
Квапновски и другим истицам возражает начальник отдела персонала, кстати, тоже женщина, Гизель Руиз: «Wal-Mart очень давно начал поощрять и продвигать женщин. Я пришла в компанию в 1992 году стажером, и уже через четыре года меня назначили менеджером магазина. Это неправильно, что несколько истцов собираются говорить от имени 1,5 млн коллег. Тогда тысячи других женщин с исключительно положительным опытом в Wal-Mart, я в том числе, не смогут уклониться от включения в эту группу».
Wal-Mart не впервые обвиняют в дискриминации. В 2001 году против него подали 13 отдельных исков грузчики-афроамериканцы и инвалиды. Тогда, как это часто бывает в подобных процессах в США, компания пошла на мировую и заплатила $6 млн компенсаций.
Верховный суд США примет решение по делу Wal-Mart не раньше июня. Уже вчера здание суда осадили активистки движений за права женщин, требующие справедливости и возмездия для ритейлера. Однако уже после первого дня ясно, что Wal-Mart пока заработал больше очков и его противникам нужно привести очень весомые доказательства, чтобы выиграть.