В бизнесе нет места волшебству, а иллюзии быстро разбиваются о жесткие законы реальности. Что же побудило Игоря Шленского сменить успешную карьеру топ-менеджера на древнее ремесло сказочника?
Угадай, что за сказка?
Лиана открыла ноутбук и начала читать, как доставшийся хозяину по остаточному принципу одушевленный актив присвоил своему владельцу вымышленный и незарегистрированный титул. Путем искусной игры он «развел» и сожрал местного олигарха и присвоил его активы. Затем организовал свадьбу своего хозяина и дочки короля и вследствие отсутствия в этой стране демократических институтов — последующую передачу власти. Молодые, несмотря на эту цепь обманов, жили долго и счастливо.
— Это похоже на дайджест какого-то плохого сериала, почему-то названный сказкой, — возразил Эдик.
— Почти, только наоборот. Это дайджест сказки «Кот в сапогах», переданный современным финансово-юридическим лексиконом.
Это отрывок из книги «Колесо рефинансирования», которая вышла в сентябре в издательстве «Рипол классик». «Сказки очень похожи на те случаи, которые сплошь и рядом происходят в бизнесе: хитрости, победы, рейдеры, обманы, конфликты», — говорит автор Игорь Шленский. О «лихих 90-х» в России сказано много. Но за привычными бизнес-разборками и сказками о приватизации у Шленского куда более амбициозные цели: проводя героев через череду испытаний, он строит смелые догадки о том, как зарабатывает эфемерное Мировое правительство и кто дергает за ниточки. Теорий заговора много, но все они, по мнению автора, негативные. Шленский же постарался изобразить позитивные силы, руководящие человечеством, и заодно добавил в сюжет корпоративные войны, финансы, любовные линии и даже историю религий (он давно увлекается этой темой). «Нельзя книгу написать по принципу: вот эти десять страниц тебе нужны, а вот эти не читай. Мозг любого читателя избирательный. И он возьмет то, что ему нравится, что ему нужно. Я же не учебник писал», — объясняет Шленский.
Новые горизонты
Это его первый писательский опыт. Получив специальность инженера-системотехника в МИРЭА и МВА в школе бизнеса Корнелльского университета США, в 1990-е Шленский работал в Российском банке проектного финансирования и McKinsey & Company, в 2000-х — директором по инвестициям в РАО «ЕЭС России», директором в «Альфа-Групп» и заместителем генерального директора в «Сбербанк Капитале».
Год назад Игорь ушел из «Сбербанк Капитала»: решил взять тайм-аут, попробовать себя в чем-то новом. Неожиданно стала выстраиваться тема книги, она захватила настолько, что захотелось довести идею до конца. Бизнесовые вещи появились по задумке сразу. Один герой, Семен, директор Верхневолжского мясокомбината, строит с нуля колбасную империю, параллельно подминая соседние комбинаты и отбиваясь от рейдеров; другой, Эдуард, создает высокоэффективную телекоммуникационную компанию AMPL-телеком и генерит технологии, чтобы удержаться на рынке. Есть еще «Сказкомбанк», который выдает героям кредиты; девушка Лиана и школьный товарищ Юра, которые помогают найти выход из кризиса.
Четыре месяца ушло на написание, почти столько же — на издание. «В голове возникло несколько последовательных мыслей, событий, которые захотелось выстроить в единый сюжет. Мне показалось интересным обобщить свой опыт. Друзья приободрили: давай-давай, пиши», — рассказывает Шленский. Коллеги по хобби (Игорь несколько лет занимается танцами в студии gallaDance) тоже поддержали. Один — известный архитектор и писатель, другой — совладелец издательства «Рипол классик». «Для первой книги важно мнение опытных людей, которые не просто скажут: «Игорек, пиши или не пиши», — а объяснят, что понравилось, а что нет, — подчеркивает Шленский. — Я сомневался, стоит ли мне лезть не в свою область. Если бы не друзья, идея бы заглохла».
Наталия Киселева, генеральный директор образовательного центра «СитиКласс», тоже прочла книгу. И разглядела в ней популярный сегодня edutainment (от англ. education — образование и entertainment — развлечение). Особенность жанра — в развлекательной манере подачи информации. Сухой текст и академические знания разбавляются шутками, эмоциями, историями-вставками. «И наши обучающие мастер-классы, и телевизионные шоу построены сегодня в духе edutainment, — говорит Наталия. — При слишком большой концентрации информационного потока мы пытаемся облегчить жизнь людей, подать информацию в форме игры, развлечений». В «Колесе рефинансирования» помимо корпоративных историй, бизнес-стартапов, слияний и поглощений интегрированы необычные сказки, притчи и даже теория всемирного заговора — отсюда ассоциативный ряд с edutainment. «Читатель в одном флаконе получает все: и знания, и фан-игру», — объясняет Киселева.
Не хлебом единым
«Это вкладка со страницами из книги; здесь информация, где купить; это колесико с дополнительными материалами по религии и нумерологии; дальше игра «угадай сказку», — Игорь увлеченно демонстрирует на iPad новое приложение, которое он разработал специально к запуску книги и которое можно скачать в AppStore. На экране — симпатичный механизм с заводными колесами, копирующий обложку. «Никто раньше не продавал книги с приложением, это моя придумка», — уверяет Шленский. Продвигать книгу он планирует в соцсетях, книжных магазинах и через партнеров: «СитиКласс», gallaDance и Московский Каббала Центр. «Вообще написание книги не прибыльное дело, даже если я буду издавать ее миллионными тиражами. Прямой финансовый результат от писательства всегда близок к нулю: ты можешь чуть-чуть заработать, если книга продается, или чуть-чуть потерять, если оплачиваешь все расходы самостоятельно», — рассуждает Шленский.
Арифметика простая: популярные писатели издаются сегодня тиражами 100 000–200 000 экземпляров. При средней стоимости книги $10 в лучшем случае автор может заработать $100 000, 10% от выручки. Тираж «Колеса рефинансирования» — всего 2000 экземпляров. Профит нулевой, но Игорь к прибыли и не стремится: «Я воспринимаю этот год как инвестиции в себя. Сделать себе такой подарок, открыть новую страницу в жизни я рекомендую любому человеку, если, конечно, у него есть возможность в какой-то период не зарабатывать на хлеб насущный».
Во что выльется эта инвестиция, Шленский пока не знает. Уже сейчас в планах — совместные лекции с «СитиКласс» по истории религии и бизнес-мышлению, возможно, курсы для стартаперов в игровом контексте. Параллельно с книгой возникло несколько бизнес-проектов, о которых Шленский пока не хочет говорить. «В конце жизни ты себя будешь винить не за то, что ты что-то плохо сделал, а за то, что не решился что-то попробовать. Я давно хотел поэкспериментировать в какой-то новой области, мне это удалось», — резюмирует Игорь.
«Золушка»
Сказка о том, как недобросовестная новая акционерка начала разрушать доставшуюся в результате сделки дочернюю компанию и за ее счет развивать свои дочерние структуры. Несмотря на ухищрения акционерки и внутренних конкурентов, нашему бизнесу удалось попасть на самую крутую бизнес-тусовку, провести блестящую презентацию и продемонстрировать уникальную концепцию. Нашим бизнесом заинтересовался самый влиятельный и перспективный инвестор, но так как наш бизнес не оставил своих реквизитов, то этот инвестор искал и нашел наш бизнес, применив эту самую уникальную концепцию.
«Винни-Пух»
История о том, как младшим и старшим партнером была надута фирма-однодневка для завладения ликвидным имуществом одной очень сладкой компании. После раскрытия обмана сотрудниками сладкой компании младший партнер фирму-однодневку схлопнул. Но обесценившиеся акции фирмы-однодневки были использованы в качестве подарка третьей стороне.