Российские бизнесмены покоряют не только рейтинг Forbes, но и океанические волны.
Артем Кузнецов, первый зампред и член совета директоров группы «Гута», и Михаил Отдельнов, банкир и президент Федерации виндсерфинга и кайтсерфинга, стоят на берегу Индийского океана, смотрят на серферов, проносящихся по волнам, и обсуждают сегодняшний ветер и суровое рифовое течение.
На сегодня спорт закончен: бизнесмены уже чехлят кайты (доску и большого воздушного змея). Гоняться под кайтом или на серфе с 8 утра не самая простая работа, особенно если это не профессия, а хобби.
Раз в год на Маврикии — острове в Индийском океане чуть восточнее Мадагаскара — собирается более двухсот российских бизнесменов. Так что если остров вдруг окажется в изоляции, наш бизнес недосчитается большого количества своих представителей. Александр Светаков (группа «Абсолют»), Артем Кузнецов из «Гуты», Григорий Березкин («ЕСН Энерго»), Дмитрий Мазепин («Уралхим»), Александр Косьяненко («Перекресток»), Олег Касьянов («Росбанк»), Дмитрий Перевалов («Еврохим») и многие другие ходят здесь не в галстуках, а в шортах или гидрокостюмах и ловят волну. Они приехали в разгар сезона на фестиваль Mauritius Kite Jam.
Спортивный лагерь расположился на полуострове Ле Морн, у бухты, где ветер, кажется, включили на полную мощность, да так и не выключают. Вдалеке виднеется бугорок — это коралловый риф, который окружает весь остров. А перед рифом, в бухте — десятки, а то и сотни разноцветных воздушных змеев соревнуются в скорости и ловкости, чудом уворачиваясь друг от друга и лавируя между виндсерферами.
В лагере и отеле в двух километрах от бухты живут почти одни русские — бизнесмены, спортсмены и инструкторы.
Прогуливаясь по берегу, около станции «Мистраль» можно наткнуться на Александра Светакова. Он тоже на сегодня закончил, и серф спокойно лежит в стороне. «Тренд ли это, что так много бизнесменов занимается этими видами спорта?» — «Не знаю, — смеется Светаков, — но вы попробуйте взять доску, пойти в воду, и совершенно расхочется рассуждать про тренд».
Светаков на Маврикии бывает часто. «Тут собирается народ не как в Дубае, где только шопинг и пляж, — говорит бизнесмен, №108 в списке Forbes. — Тут все увлечены каким-то спортом».
Русские сезоны
Маврикий — место и правда особенное. Волна здесь — пусть не самая высокая, но быстрая и сложная — бросает вызов даже профессиональным серферам. Гарантированный ветер, стабильный климат, длинный сезон (с мая по декабрь). Маврикий находится строго на юге, на 20-м градусе северной широты, в московском часовом поясе (только с ноября по март Маврикий опережает нас на час). Возможно, поэтому он стал популярным местом отдыха российских бизнесменов.
Ездить на Маврикий профессиональные кайтеры и увлеченные бизнесмены начали давно, еще в конце 1990-х. Среди первых были и Михаил Отдельнов, и Дмитрий Зеленин, и Дмитрий Мазепин, и Илья Винокуров, организатор фестиваля, чемпион России по кайтбордингу 2004 года и председатель комитета по кайтбордингу Федерации парусного спорта России. С тех пор русских здесь все больше, а на майские и ноябрьские праздники почти весь остров занимают «наши». Поэтому некоторые виллы в отелях бронируют за 5 лет.
«У нас здоровое комьюнити, — говорит Винокуров. — Это не клубная жизнь, у людей общие интересы, их цель — покорение стихии». Фестиваль Mauritius Kite Jam в ноябре этого года пройдет в третий раз, и если в 2009 году он собрал около ста человек, то в этом году планируется больше трехсот.
Илья сейчас уже больше организатор, а не спортсмен и инструктор, но все равно продолжает давать уроки бизнесменам. Он учил Дмитрия Мазепина, владельца Объединенной химической компании «Уралхим», №67 в списке Forbes, и хвалит ученика «за смелость», вспоминая, что Мазепин еще и мастер спорта по плаванию. Среди учеников Винокурова и политик Борис Немцов, который «отлично катается».
Кайтсерфинг — молодой вид спорта, существует с 1996 года, а с 1999 года проводится чемпионат мира. Но развивается этот спорт очень быстро, уже в 2016 году он войдет в число олимпийских дисциплин. Американское издание Forbes называет кайтинг новым гольфом, потому что на пляжах в Америке можно встретить половину бизнесменов из Кремниевой долины. Основатели Google Сергей Брин и Ларри Пэйдж, создатель популярной игры Farmville Сычжао Цзао Ян, Ричард Брэнсон —увлеченные кайтеры, их часто можно увидеть на популярном среди кайтеров гавайском острове Мауи. В Америке, впрочем, это занятие в основном для венчурных инвесторов — они и в бизнесе, и в спорте любят адреналин, риск.
Но какой русский бизнесмен не любит риска?
Дело благородное
Артем Кузнецов, чемпион России по яхтенному спорту (в классе «Дракон»), кайт и серф освоил недавно, начав с нуля. В межсезонье попробовал — и получилось, понравилось, решил заниматься дальше. «Тогда носило очень сильно, топило, — вспоминает Кузнецов, — было тяжело. Но главное ощущение — чувство страха». Затем продолжил в Дубае, снова учился и по-прежнему падал.
«Хочется экстрима, хочется на волну, ничего с этим не поделать уже, — признается Кузнецов. — Конечно, я не профессионал, я не делаю сальто Брэга на скорости 108 км/ч, но получаю удовольствие».
Собираясь вместе, спортсмены, бизнесмены, просто сочувствующие, смакуя детали, рассказывают, как кто-то порезался о рифы, кого-то чуть не унесло волной. Кузнецов с увлечением рассказывает про самое сложное в кайте — неконтролируемые ситуации. Когда закручивает парус, тянет, кайт раскачивается, его бросает в разные стороны, он может даже взлететь — вместе с человеком. И вспоминает историю, как однажды на Арубе одного коллегу унесло на доске и он практически попрощался с жизнью. Похожих историй много: кто-то вернулся с ожогами от медуз, кто-то запутался в кайте, кого-то волной швырнуло на риф — жесткий, как асфальт. Но никого это не останавливает.
«Бизнес — это риск, он дает адреналин, и он нужен постоянно, к этому уровню адреналина привыкаешь, — говорит Кузнецов. — А что делать, не поедешь же на море просто загорать! Это не для нас».
Илья Винокуров тоже отмечает, что среди бизнесменов-серферов все люди энергичные, многие из них еще в советское время всерьез занимались каким-то спортом. «Бизнес для них — это преодоление, — уверен Винокуров. — Просто так зарабатывать деньги уже неинтересно».
При этом Кузнецов признает, что уровень риска в кайте не так велик, как, например, в альпинизме. «Здесь тебя спасут, моментально приедут на катере, если что. И главное в водных видах спорта, конечно, удовольствие. И кайт, и серф — это молодость, красота».
Александр Светаков словно вторит ему: «Здесь мы как в спортивном лагере для бизнесменов. Живем в жестком режиме: в 6-7 утра уже надо быть на волне, а в 23 часа ложимся спать. И все люди, которые приезжают сюда, многого добились не только в бизнесе, но и в спорте. Вот Дима Мазепин — мастер спорта по плаванию. Виктор Матанцев — чемпион России по вейкборду. А если приезжать на неделю, то можно, кроме серфинга, много чем заняться». Когда нет ветра, Светаков встает в 6 утра и отправляется в горы: «Тут отличный треккинг, интересные походы по национальным паркам, где летучие мыши висят на деревьях с манго».
Отцы и дети
Серфинг для российских бизнесменов — часто семейная история. Вот и на Маврикий большинство приехали с семьями: тут интересно и женам, и детям. И в бухте можно наблюдать сцену, как отцы-бизнесмены учат сыновей или наоборот. Так, 14-летний сын Кузнецова свободно катается на кайте и серфе, младшие только осваивают. Светаков говорит, что ему за сыновьями уже не угнаться. С детства он занимался плаванием и за последнее время объездил почти все культовые для серферов места (бизнесмен живет по такому графику: две недели в Москве, две недели отдыхает) — и Гавайи, и Индонезию, где на сильнейших волнах сломало четыре доски в течение часа. И показывает шрам на руке — привез его из Индонезии, где напоролся на риф, и его сын с капитаном прямо на корабле зашивали рану.
Алексей Нусинов, бизнесмен, бывший совладелец группы компаний «Независимость», тоже приехал с семьей и уже поставил сына на кайт. Живут Нусиновы на большой вилле на берегу океана, и бизнесмен занимается серфингом каждый день. Нусинов начинал учиться серфингу в детстве в Строгинской пойме, потом — в Сочи, поэтому воды не боится и техникой владеет хорошо, хотя современное оборудование совсем другое. Вот уже три года подряд ездит с семьей на Маврикий. «Важна общность и компания, — говорит Нусинов, — все друг друга знают, начинается дружеское общение. Спорт и общая деятельность очень сплачивают. Вот мы идем на завтрак, а Гриша Березкин уже на велике покатался. Все тут — люди целеустремленные, им не интересен другой отдых». В 2008 году только и было разговоров, что о кризисе, сейчас деловых обсуждений меньше, но полезные связи по-прежнему складываются.
По словам Нусинова, лет пять назад почти та же компания ездила в Доминикану, теперь — на Маврикий. «В Москве, где все встречи приходится проводить в ресторанах, общение не то, а тут сближаешься больше», — рассуждает бизнесмен. После Маврикия почти та же компания может запросто собраться вместе на горных лыжах. «У нас все на спорте завязано, — говорит Нусинов, — а иначе скучно».
Кузнецов тоже признает, что совместное время-препровождение дает свои бонусы. «Это гарантия, что человек снимет трубку, — говорит он. — Вот мы сидели недавно в одном из местных ресторанов, после целого дня серфинга: мои приятели по парусному спорту, много успешных предпринимателей, как минимум пять человек из списка Forbes, кто-то играл на гитаре — вот это общий круг».