Берлин стремительно превращается в самый комфортный и приятный для жизни город Европы, в котором никому не тесно и никогда не скучно. Кто любит Москву, тот непременно влюбится в Берлин и будет не раз возвращаться туда, словно домой. Здесь все такое знакомое.
Те же просторные проспекты а-ля Ленинский, те же регулярные кварталы гэдээровской эпохи в восточной части и та же многоголосая речь приезжих. Только не оставляет приятное ощущение, будто кто-то, пока вы были в отъезде, поработал над дизайном. Ценная старина — редкие берлинские артефакты, пережившие бомбежки Второй мировой, бережно сохранены, а безликие пространства превратились в яркие объекты, куда не стыдно звать гостей. Так в 1990-х Потсдамская площадь, главный перекресток Европы начала XIX века, из бесхозного пустыря превратилась в сверкающий затейливыми небоскребами современный квартал с офисами, кинотеатрами и магазинами, один из центров городской жизни. Уцелевшее от войны здание отеля Esplanade, которое стилистически не вписывалось в облик новой застройки, аккуратно передвинули на 70 м, встроив в Sony Center и накрыв изящным стеклянным фасадом. А до любой точки города удобно добираться общественным транспортом. И, конечно, на велосипеде. Это лучшее средство передвижения по Берлину. Дорожная разметка оставляет велосипедистам часть автомобильной или пешеходной полосы, а в поездах метро для них предусмотрены специальные вагоны. А для беззаботных компаний есть развлечение — семиместные велосипеды-карусели: один — за рулем, остальные крутят педали.
На велосипеде проще встроиться в ритм берлинской жизни — в меру расслабленный, но насыщенный — и везде успеть. Как и в Москве, настоящий вкус берлинской жизни прячется вдали от витринных улиц. В трамвайной остановке от Александерплац, напротив ресторана «Москва», на первом этаже жилого дома спрятано кафе-мороженое Eis Hennig, где от десерта каким-то волшебным образом добиваются итальянского вкуса.
А в глубине непримечательных перекрестков района Шенеберг стоит многоквартирный дом Palasseum, который художники — вместе с жителями, конечно, — регулярно превращают в арт-объект. В Берлине, кажется, никому и никогда не бывает тесно. И тем более — скучно. Хочется, чтобы и в Москве тоже так было.