В недрах мужской классики назревают перемены: она поворачивается лицом к поколению тридцатилетних.
Это только кажется, что мужской костюм почти не меняется. Новые силуэты, ткани, расцветки и детали тем более заметны, чем менее их принято ожидать от классики. Изменения приходят не извне — они вызревают внутри компаний, считающихся оплотом традиций.
Умберто Анджелони возглавлял Brioni до 2007 года, но в прошлом году создал собственный бренд Uman. Название — аббревиатура имени и фамилии, но еще и аллюзия на слово «human»: Анджелони заявляет, что ориентируется на человеческое тело.
Он заново пересмотрел аспекты производства мужской одежды и пришел к выводу, что ключевым моментом являются мерки, обеспечивающие правильную посадку готового костюма. Однако промышленные лекала не менялись десятилетиями и не соотносились с современными демографическими данными.
По заказу Анджелони были сняты мерки с 3500 мужчин в Милане, Париже и Лондоне. В результате создана трехмерная модель мужской фигуры и установлено всего 5 размеров одежды. Каждый размер рассчитывается не только по ширине груди, талии и бедер, но и по форме рук и плеч и по множеству других параметров. Основными принципами объявлены силуэт, пропорции и синий цвет.
Пиджаки скроены так, что не распахиваются — их даже не нужно застегивать на пуговицу. Анджелони говорит, что секрет в отсутствии шва от кармана на поясе к низу пиджака. Лацканы плотно прилегают друг к другу, рукава сужаются к локтям (осторожнее, владельцы крупных часов и запонок). В новой коллекции представлены три модели пиджаков. Ткани — ангорская шерсть, шерсть с шелком, меланжевая шерсть с кашемиром. Марка рассчитана на более молодую аудиторию, чем Brioni, и отличается тем, что все костюмы сшиты вручную, с минимальным количеством швов.
Привлечением молодых клиентов занят и Kiton, но здесь преобразования ведутся внутри самой компании и другим способом. В 2002 году создана отдельная линия Sartorio. Это как раз индустриальное производство, где лишь некоторые операции выполняются вручную. Поскольку пошив пиджака Sartorio занимает 10 часов (вместо 20 для Kiton), вещи получаются вдвое дешевле, но не хуже. Здесь исследуются ткани и конструкции моделей, актуальные для молодых людей.
В этом сезоне Kiton представил новый проект — капсульную коллекцию CI.PA внутри своей основной линии. Она названа по первым буквам имени Чиро Паоне, основателя бренда, и совпадает с первым названием компании. Это вещи для людей, остро чувствующих моду. Силуэты отвечают последним трендам, а именно интересу к 1960-м годам. Приталенные пиджаки в клетку со скругленными полочками выглядят так, как будто извлечены из дедушкиного шкафа, но оказались абсолютно новыми и даже более модными, чем современные. Глава марки Антонио деи Маттеис подтверждает: «Для этой коллекции мы заказали на английских фабриках ткани по образцам 1960-х годов (тогда лучшими производителями были англичане) и повторили модели, которые выпускала наша компания в то время. Главное отличие этой коллекции от основной — модели и материалы. В тканях не используются высокие технологии, они на ощупь такие же, как в 1960-е годы. Лишь поэтому вещи CI.PA стоят немного дешевле. В остальном они сшиты по портновским правилам Kiton — полностью вручную». В коллекции представлены костюмы, сорочки, пальто с узкой линией плеча и широкими лацканами, а также примечательные кашемировые галстуки с необработанным краем.
О ширине мужских брюк
Владелец бутиков и основатель бренда FERU Ферутдин Закиров делится секретами пропорций в одежде и рассказывает о типичных ошибках.
Портные способны скорректировать рост длиной пиджака или расположением пуговиц. Классическая длина — расстояние от выступающего позвонка в основании шеи до пола, поделенное пополам. Отталкиваясь от этого правила, грамотный портной находит для каждого индивидуальное решение.
Например, невысокий человек с короткими ногами будет казаться выше, если укоротить его пиджак на сантиметр или два. Высокому пойдет обычная длина. Что касается пуговиц, коренастым людям категорически не рекомендуется полностью застегивать трехпуговичный пиджак — это делает их «квадратными». Сегодня вообще трехпуговичный пиджак принято носить как двухпуговичный. Верхняя и нижняя пуговицы не используются — только средняя. Чем больше открывается рубашка с галстуком, тем больше вытягивается силуэт. Лицо, шея и грудь образуют единую линию, этот эффект могут усилить узкие лацканы. Фигура кажется более спортивной и моложавой.
Многие российские мужчины убеждены,
что рукава пиджака должны быть длинными, а брюки — еще и широкими. Но человек, одетый подобным образом, выглядит провинциально. Мужская мода меняется медленно, но не стоит на месте. За последние десять лет рукав костюма стал заметно короче. Если раньше рекомендовалась длина до основания большого пальца при опущенной вниз руке, то сегодня правила другие. При согнутой в локте руке рукав пиджака доходит до косточки запястья и из-под него выглядывает манжет сорочки. Во-первых, это удобно. Во-вторых, чем больше открыта кисть, тем визуально длиннее пальцы рук.
Эталон костюма «на выход» — белая рубашка, однотонный галстук и темно-серый или темно-синий костюм. На мой взгляд, лучше серый: он совершенно нейтральный, ошибиться невозможно. Это особенно важно, когда рядом женщина в вечернем платье. Именно к ней будут прикованы взгляды, не следует отвлекать от нее внимание.
Не стоит верить,
что живот можно спрятать под пиджаком на размер больше, а короткие ноги компенсировать длинными брюками. Наоборот, если брюки чуть короче обычного и туфли полностью видны, рост зрительно увеличивается. В более узких брюках ноги кажутся ровнее — эту хитрость стоит использовать. Манжеты на брюках костюма придают всему облику законченность, как манжеты сорочки. Брюки без манжет идут людям невысокого роста.
Без крика и сдержанно
Яркую часть одежды надо чем-то «успокоить». Например, к яркому костюму подобрать однотонную рубашку и галстук и наоборот. Частая ошибка — полоски на всех деталях ансамбля сразу. К костюму в полоску лучше надеть однотонную рубашку. Если заглянуть в гардероб миланского аристократа, там окажется 100 серых костюмов: светло-серых, средне-серых, темно-серых, со светло-серой полоской. Еще будет 30 белых рубашек, 30 темно-голубых и 30 светло-голубых. Однотонные галстуки. И все!
Итальянцы говорят о русских:
«Они всегда в новом. Человек приходит на переговоры в новом костюме, с новым портфелем, ручкой и телефоном. Через три месяца встречаемся — опять все новое. Еще через три — та же история. И мы не понимаем, кто он». По их мнению, если у человека старый добротный портфель, дорогие, но ношеные вещи, это говорит о том, что его богатство пришло не вчера, что у него есть опыт, значит, можно ему доверять и иметь с ним дело.
Россияне во всем слишком стараются. Непреодолимое желание выглядеть «комильфо» итальянцы называют забавным словом «фру-фру». Это, в отличие от врожденного вкуса и небрежной элегантности, вкус приобретенный, когда все так правильно, что не к чему придраться. Но кое-что может быть и не по правилам. Одежда — всего лишь одежда, это не главное в жизни.
Короткие носки под костюм в Европе вообще не надевают — только гольфы. Однако у нас эта тенденция приживается с трудом. Логика европейцев проста: гольфы избавляют сидящего мужчину от случайной возможности неловко оголить ногу.
Некрасивых людей нет.
Каждый красив по-своему. Никто не может указывать, каким должен быть рост или ширина плеч, какая фигура стандартная, а какая — нет. Человек должен быть самим собой, и, если он хочет хорошо выглядеть, одежда может и должна на нем хорошо сидеть. Люди привыкли к стереотипам, но нет правила, которое подходит всем! Среди шести миллиардов человек на земле не найдется даже двух с одинаковыми отпечатками пальцев. Для любого существуют его индивидуальные пропорции. Такие задачи решает грамотный пошив костюма на заказ.