Влияние ислама на современный джаз становится все заметнее
Европейский мульткультурализм, учит нас Ангела Меркель, терпит крах. «Просто жить бок о бок» уже невозможно, гранты раздавались не там и не тем, и, возможно, в будущем от нынешней политики мирного сосуществования культур останутся только одинокие памятники - потертые каталоги немецко-турецких выставок, сайты с истекшим сроком годности, посвященные марокканскому искусству в Париже, и необычные сувениры - компакт-диски с новым исламским джазом.
Именно в Германии была впервые сформулирована новаторская теория, согласно которой у американского джаза мусульманские корни - в его генезисе решающую роль сыграли чернокожие рабы из исламских стран Западной Африки, а истоки его восходят к мавританской Испании. Теория эта пока остается маргинальной, хотя ее автор - вполне уважаемый антрополог и музыковед. Однако желающих доказать ее на практике с каждым годом все больше. Первые джазмены, принявшие ислам, появились в Штатах еще в 1950-е (среди них были Арт Блейки, Ахмад Джамал и, по некоторым данным, Джон Колтрейн), а в 1990-е мусульманином стал заслуженный фриджазовый тромбонист Вадада Лео Смит. Среди недавних работ Лео Смита - Tabligh, посвященная распространению учения Пророка и звучащая при этом как альбомы Майлза Дэвиса начала 1970-х. Другой, более типичный герой «исламского джаза» - Дхавер Юссеф, выпускник тунисского богословского училища, который переехал в Вену и теперь выпускает пластинки с европейскими джазменами.
Считается, что джазу есть что позаимствовать у исламской культуры - искусство паузы, тишины, долгой насыщенной импровизации. Записи эти обычно появляются при поддержке разных европейских культурных институций, и, если финансирование не прервется, в будущем, возможно, джаз начнут преподавать в медресе и играть при мечетях - это и будет торжеством политики мультикультурализма, хотя и не самым предсказуемым.