Новые композиторы ищут вдохновения в экзотических культурах
Когда в 1930-е годы Арнольда Шенберга спрашивали, кто же будет слушать изобретенную им атональную двенадцатитоновую музыку, он только пожимал плечами. В будущем, говорил он, ее будут насвистывать даже продавщицы.
Для Шенберга развитие музыки было нескончаемым движением вверх: от африканских барабанов через Моцарта, Брамса и Малера к счастливому времени, где разносчики пиццы мычат под нос сложные последовательности звуков из «Лунного Пьеро».
И вот мы в этом будущем, но разносчиков что-то не видно. Непонятно даже, что вообще считать сейчас самой прогрессивной и вперед смотрящей музыкой. В 1990-е на этот вопрос было легко ответить — это было десятилетие новых стилей, один другого прогрессивнее.
Сейчас же, кажется, нет ни героев, ни потрясающих открытий, и меломан, которого друзья просят: «Дай чего-нибудь послушать», — даже и не знает, чем их удивить. Удивлять, видимо, надо тем, чего раньше просто не было и быть не могло. Фридмановский «плоский мир» без границ приводит к самым неожиданным результатам. В редкую музыку с одного конца света (например, камбоджийскую эстраду 1960-х) влюбляются совершенно неожиданные люди с другой (например, лос-анджелесские инди-рокеры).
Находят себе вокалистку из Камбоджи, называются Dengue Fever и начинают петь на кхмерском — на европейских фестивалях, для молодых французов, испанцев и греков — с завидным успехом.
В Японии точно так же появилась группа the Dolomites, которая играет своеобразно понятую версию цыганской музыки. Популярный калифорнийский деятель Madlib делает хип-хоп из редких болливудских саундтреков, его младший брат Oh No препарирует эфиопскую музыку и турецкий психодел, а их коллега из Франции Onra — архивную китайскую эстраду. Раньше рэперы не интересовались эфиопской музыкой, а в Японии не было цыган.
Считать ли это прогрессом? Несомненно.
Слушать в этом жанре
Various Artists
Dengue Fever presents Electric Cambodia
Последняя пластинка в дискографии Dengue Fever — это собранная ими компиляция оригинальных записей камбоджийской эстрады, практически никем доселе не слышанных. Поражает не так сильно, как когда-то Cambodian Rocks, но все равно очень хороша.
The Dolomites
Monster Machine
Новейший альбом японцев, увлекшихся балканской музыкой, накренился в сторону космической романтики и звучит как цыганочка, исполненная подвыпившими японскими астронавтами. Присутствует образцово странная кавер-версия хита Final Countdown группы Europe.
Madlib
Madlib Medicine Show #3 — Beat Konducta in Africa
Последний по времени страноведческий альбом рэпера Madlib (после Индии и Бразилии): 37 треков, сконструированных из африканских записей начала 1970-х. Неспешный спотыкающийся хип-хоп, сделанный из редкого афро-бита, соула, гаража и фанка.