Все гранд-отели сегодня стремятся омолодиться, но лондонский The Ritz по-прежнему требует галстук даже на ланч
Пьер Фершо служил директором парижского отеля Le Bristol 17 лет. Он был почти идеальным руководителем — внимательным, в меру властным, по-хорошему старомодным. Держал в идеальном порядке дом, увешанный антикварными гобеленами, довел ресторан Эрика Фрешона до трех мишленовских звезд, получил и отреставрировал соседнее здание, принимал великих, никогда не выпуская информации о них наружу. Однако же время Фершо вышло — отчасти из-за достижения пенсионного возраста, отчасти из-за необходимости менять Le Bristol, а потому 1 июля Пьера сменяет на посту Дидье Ле Кальвез, человек больших размеров и столь же большого опыта. И, добавим, немалых амбиций.
Месье Ле Кальвез уже работал директором парижского гранд-отеля — управляемого ныне компанией Four Seasons George V. Собственно, Дидье и был ставленником Four Seasons: сменил имидж отеля, превратив его из арабского palace во французское palais, пригласил из Калифорнии начинающего, тогда еще никому не известного флориста Джеффа Литема, дал ему карт-бланш и доверил декорирование интерьеров гостиницы, нашел нового повара, благодаря которому Le Cinq, гастрономический ресторан George V, весьма бодрым темпом подобрался к трем звездам, — в общем, был правильным человеком на правильном месте. И в правильное время. Потом у Дидье случился служебный роман, и правильный человек поступил опять-таки правильно, уйдя со службы и отправившись в длительное свадебное путешествие, затянувшееся на несколько лет. Хотя гостиничной суеты ему явно не хватало: он даже сделал крохотную очаровательную гостиницу на острове Ре — бизнес для жены, очаровательной девушки Оливии, матери двух младших детей Дидье. Она, эта гостиница на устричном острове Ре, и выглядит как бонбоньерка, в которой девушка Оливия должна хранить семейные ценности — первые пинетки и лоскуты волос новорожденных.
И вот теперь Оливия должна оставить свою бонбоньерку на наемного управляющего и снова перебраться в Париж. В Le Bristol ее муж, ее Дидье — всерьез и надолго.
Что такого Дидье должен сделать в любимом парижанами Le Bristol? Наверное, сделать его более современным. В качестве первого шага месье Ле Кальвез открыл закрытое до того по воскресеньям спа. День без шопинга должен быть наполнен любовью к себе. Вторым номером Дидье отделил деловые завтраки a la carte от завтраков постояльцев. Бизнесмены в костюмах теперь задорого ходят в гастрономический ресторан Эрика Фрешона, в то время как гости в джинсах и майках завтракают у включенного в цену номера буфета в брассери «114». Далее, видимо, последуют изменения в манере составлять букеты, расставлять мебель, подавать коктейли. Гранд-отель — это мелочи, очень много мелочей, а искусство генерального директора и состоит в составлении из мелких деталей роскошного целого.
Так или иначе, все гранд-отели сегодня стремятся осовремениться, помолодеть, привлечь новую публику — ту, которая вчера еще не могла себе позволить эту роскошь и у которой вдруг появились быстрые деньги. Badrutt’s Palace в Санкт-Морице, к примеру, отменил галстуки в своем гастрономическом ресторане, оставив, впрочем, правило пиджака. Парижский Le Meurice заказал вездесущему Филиппу Старку новый дизайн лобби, бара и ресторана. На удивление Старк весьма деликатно подошел к вопросу омоложения старинного отеля. Миланский Grand Hotel et de Milan обрел новую модную веранду и новый модный цвет номеров, немедленно превратившись из посмертного монумента Джузеппе Верди в современный отель. И только лондонский The Ritz продолжает упорствовать, по-прежнему требуя от постояльцев галстуки даже на ланч, не говоря уже о пятичасовом чае и ужине, и запрещая им нахождение в холле и барах в джинсах. Говорят, что запрет на джинсы — для блага постояльцев, потому как именно в неприличном дениме в гостиницу захаживают посторонние, в то время как свои имеют возможность, переодевшись, прийти в соответствие с требованиями Цезаря Рица.
Гранд-отели меняются, как меняется само время, как меняемся мы, их постояльцы. И если кому-то интересно понаблюдать за процессом в действии — сейчас правильный момент. Кое-где еще можно застать старомодный шик, которого завтра уже может и не быть. Начинаешь с интернета и плазменных панелей в номерах, а заканчиваешь джинсами за ужином. Дальше — больше.