Питание в самолетах как новый метод сбросить лишний вес
В экономическом классе большинства авиакомпаний теперь кормят настолько плохо, что некоторые горячие головы предлагают вообще отменить кормежку на борту. Приятно вспомнить, что дольше других на приличном уровне держался «Аэрофлот»: еще пару лет назад на подносе можно было обнаружить лососинку с картошкой, язык отварной и даже рижские шпроты, ныне впавшие в немилость. «Мы подтянулись до стандартов авиакомпании-партнера», — с улыбкой комментирует стюард рейса Москва — Париж бесформенное, безвкусное месиво неопределенного цвета и возраста, лежащее на тарелке. Авиакомпания-партнер — это, ясное дело, Air France — перевозчик, по чудовищному недоразумению обслуживающий самую гурманскую нацию на земле. Несъедобные сэндвичи, которые раздают стюардессы этой авиакомпании, — классика упаднического жанра. Не могу не заметить, что до стандартов Air France наш национальный перевозчик дотянулся не во всем. Французы щедро опаивают клиентуру вполне пристойным Cˆotes du Rhˆone, в то время как «Аэрофлот» за деньги реализует Vin du Pays d’Oc — редчайший пример кислого французского вина. В этом вопросе наш перевозчик вдохновлялся опытом авиакомпании SAS, которая даже воду ухитряется продавать за деньги, не являясь при этом компанией-дискаунтером. Иногда, впрочем, скандинавов пробивает чувство вины — и тогда устраивается аттракцион неслыханной щедрости. Как-то, ожидая вылета из Берлина в Стокгольм, мы с моей подругой Екатериной обнаружили, что вместо Тегеля нордический пилот приземлился в Шенефельде. Пассажиров затолкали в автобус и повезли на другой конец германской столицы. «В качестве компенсации мы предлагаем пассажирам стакан воды без газа», — объявила стюардесса, сорвав всеобщие бурные аплодисменты.
Очевидно, что «свинина из Финляндии, говядина, птица, паштеты из США, рыба из Норвегии, сыры из Франции, овощи и фрукты из Голландии, осетрина и черная икра астраханские» — а именно этими продуктами, как утверждает «Аэрофлот», комплектуются его рейсы — отправляются только в салон бизнес-класса на трансатлантические перелеты. До бизнеса доползают креветки и мясной нарез. В эконом долетают ошметки производства, залитые немыслимого цвета и консистенции жижей. Для меня отсутствие еды во время полета — настоящая катастрофа. Если при входе в салон рецепторы улавливают знакомый по детскому саду столовский дух, сердце настраивается на доброжелательный лад, жизнь видится в розовом свете. Еда означает, что не придется мучительно подыскивать себе занятие, знакомиться с соседями и в сотый раз перечитывать каталог Duty Free. Обед на борту — это не борьба с голодом, а убивание времени — самое полезное занятие в условиях, приближенных к боевым.
Монополия авиакомпании на кормление пассажиров на борту — самая естественная из всех монополий, и ужасно жаль, что перевозчики злоупотребляют этим обстоятельством, предлагая, как сказали бы в московском метро, «некачественные товары по завышенной цене». Вот, скажем, идя навстречу пожеланиям пассажиров, авиакомпания Cathay Pacific установила на борту системы, позволяющие готовить яичницу, без которой немыслим классический английский завтрак. Но у нас ведь тоже есть своя классика. Вспомним традиционный железнодорожный набор: ледяная курица, которая в пути дороже любой куропатки, спелый помидор, сочный, хрустящий огурец и, конечно же, яйцо вареное, две штуки. Может быть, имеет смысл разрешить нам, грешным, и на небе предаваться дорогим сердцу земным радостям?