Записки о небесных гастрономических переживаниях
Свое представление об Emirates есть даже у тех, кто никогда не летал этой авиакомпанией. Настолько узнаваемы работники национальной гордости Дубая. Униформа стюардов и особенно стюардесс с их «знаковой» красной пилоткой — это особенный, почти диоровский шик, очень строгий и без всяких излишеств. Теперь уже во многих, да нет — в большинстве крупных аэропортов мира можно видеть эти многонациональные и многоязычные стайки.
В отличие от многих других, главным образом европейских авиаперевозчиков, Emirates изначально сделали ставку на развитие всех трех своих классов — экономического, бизнес и первого. От многих приходилось слышать: эконом Emirates как бизнес Air France или Lufthansa. И однако именно в премиальных салонах наиболее полно реализованы представления искушенных путешественников о возможностях современного комфорта.
Собственно, существенный недостаток у авиакомпании только один: нет прямых рейсов из Москвы в Европу. В самом деле, не полетишь же, даже ради невероятного обслуживания, в Париж через Дубай. Но на Мальдивы, в Нью-Йорк, в Австралию или в Новую Зеландию в самый раз.
А остановка в Дубае очень важна. Каким бы комфортным ни был перелет, 12 часов в самолете все-таки много. После ввода в строй третьего терминала дубайского аэропорта эти часы между стыковками можно провести с комфортом и пользой. Мне, например, весьма симпатично, что в «лаунже» первого класса работает Timeless Spa. И 15-минутный массаж включен в цену билета. Спина в перелете страдает независимо от достоинств кресел-кроватей. Это реакция скорее психологическая, сила привычки. Для пассажиров бизнес-класса услуги спа платные, однако сумма чисто символическая.
Оздоровление организма пассажиры первого класса могут продолжить в соковом баре. Выжимают фреши здесь из всего сущего на земле, ну, может быть, кроме грецких орехов. Но здоровому образу жизни существует, впрочем, прелестная альтернатива — винный бутик не хуже нашего Grand Cru, с сомелье, который не испортил бы ужин и в каком-нибудь Chateau Pape Clement, а уж там знают толк в миллезимах. Бутик называется Le Clos, и я собственными глазами видел в витрине Chateau Petrus 1982 и Lafite Rothschild того же года издания.
Удивительно, что именно мир, который признано считать мусульманским, сейчас активно развивает винную тему. В барной карте первого класса — все величайшие представители современности, за исключением, возможно, Великобритании, где, как известно, вино тоже делают. Бордо? S’il vous plait: Chateau Lynch Bages 1996. Бургонь? Вуаля: Nuit St Georges 1-er cru classe. Захотелось разбавить привычный вкус мощным австралийским ширазом? Просьба отведать Penfolds Bin 2002 года. Правда, не всякое вино хорошо переносит перелеты. Выдержать турбулентность, не потеряв при этом вкусовых качеств и не выдав осадка, способны не все бутылки, поэтому — увы и ах — вин с высоким содержанием танинов не подают.
Будучи страстным поклонником насыщенных белых вин, я так и не нашел в себе сил отказаться от Pouilly Fume, от Pascal Jolivet 2004 года и Pouilly— Fuisse Vielles Vignes 2001 года выпуска.
Поклонники и поклонницы веселых пузырьков с удивлением обнаружат на рейсах дальней протяженности Cuvee Dom Perignon 1998 года, а на коротких маршрутах — Duval-Leroy Fleur de Champagne 1997 года. На самом деле и в бизнес-классе приносят неплохой напиток Charles Ellner Cuvee de Reserve. Один мой знакомый настолько увлекся кюве, что на рейсе Москва — Дубай вычерпал все запасы, и стюардессе ничего не оставалось, как перевести его на Duval-Leroy.
Помнится, много лет тому назад некий восторженный путешественник рассказывал мне о своем полете в Америку первым классом British Airways. Его потрясло то обстоятельство, что в середине салона бил самый настоящий фонтан. В Emirates в роли фонтана, недостижимого, казалось бы, совершенства, выступают персональные «каюты-капсулы», заменившие традиционные кресла. И еще, простите за банальность, еда. Фонтан не фонтан, а жареный лобстер в соусе из черных бобов при перелете из Брисбена на Airbus A380 оставил самые приятные воспоминания.
Этот рейс — исключение даже по высоким «эмирейтсовским» правилам. Но и стандартное меню первого и бизнес-класса вызывает повышенный аппетит. Традиционные арабские закуски — мезе с мутабелем суджуком, фаршированным рататуем, креветками в кляре — соперничают с копченым цыпленком в мандариновом соусе. Тот в свою очередь ведет ожесточенную борьбу за желудок пассажира с двумя мощными конкурентами — черной икрой (где достали, а?) и острым томатным супом, так раскочегаривающим аппетит, что некоторые господа просят добавки.
Тут есть где развернуться. Вот вам тушеная говядина в кокосовом молоке или утиная грудка, глазированная медом в неостром вишневом соусе. А может быть, лазанья из баклажанов или сладкий укроп с суфле из брокколи? Или ну их, лазанью и укроп, и в благодарный желудок упадет слоеный пирог из шпинатного теста? В здешней высокой кухне есть много интересного и неожиданного. Но для кого-то, возможно, симпатичнее всего абсолютная, железная уверенность поваров в том, что не следует заливать мясо, рыбу и овощи густыми, малополезными соусами, которыми так принято злоупотреблять в haute cuisine во всех смыслах этого слова. Правило работает и в десертном разделе: пудинг из печеных бананов и орехов может быть подан как со взбитыми сливками, так и без них. А ведь кто-то мог этого не знать и только поэтому отказался от пудинга в пользу традиционного домашнего чизкейка со свежей клубникой. И вот же будет, будет теперь переживать... Эх!