К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В гостях у сказки


Махараджи существуют не только в исторических книгах, но и в современной Индии. Одни служат в армии, другие правят страной, а третьи по-королевски принимают туристов

О джайпурском махарадже Бхавани Сингхе говорят,что он один из богатейших людей Индии.В XVI веке его предок Ман Сингх, командующий войском Великого Могола шаха Акбара, вывез из покоренных Афганистана и Бенгалии несметные богатства.Из 100 верблюдов с награбленными сокровищами 80 направлялись в Дели к шаху, 20 – к Ман Сингху в Джайпур. Драгоценности махараджа поместил в горную крепость, а охранять их поручил племени мина, которое даже по меркам того времени считалось воинственным.Каждому новому правителю Джайпура мина позволяли посетить крепость только однажды и забрать с собой одно украшение.Говорят, что в 1947 году, когда княжество Джайпур готовилось войти в состав независимой Республики Индия, отец Бхавани Сингха, генерал-лейтенант британской армии Ман Сингх II,поставил вождям мина ультиматум — или сокровища отдают ему, или республиканскому правительству… В пятидесятые годы крепость осматривала государственная комиссия, в 1975-м ее вверх дном перевернули кладоискатели. Никаких сокровищ там не было.

Черт его знает, действительно ли махараджа присвоил народное добро — его сын вовсе не производит впечатления Креза.Хотя живет он во дворце не меньше Зимнего. Только Джайпурский дворец намного выше.В парадные ворота легко входит слон с внушительной конструкцией на спине. Этажи вместо лестниц соединяются коридорами-пандусами. Не барское это дело — бегать по лестницам: махараджей носили по дому на паланкине. Иногда это было действительно необходимо — парадные наряды и драгоценности правителей весили едва ли не столько же,сколько сами правители.В начале ХХ века к слонам добавился полный гараж «Роллс-Ройсов», а во дворце появились лифты — махараджи верили, что прогресс существует для них лично. Ровно как и вся доступная в мире роскошь. Это видно сразу — по всему дворцу расставлены и развешаны сотни узнаваемых безделушек от именитых ювелирных домов. В зале,где Его Высочество принимает гостей,накрыт стол размером с небольшой аэродром.Лет сто назад его изготовили мастера французской фирмы Lalique из цельного куска горного хрусталя и обрамили в массивную серебряную оправу.Можете представить себе, сколько весит эта оправа? Я не могу — затейливые английские стулья, на которых мы сидели за этим столом,тоже из серебра,и сдвинуть их с места получалось только вдвоем. Под стать мебели посуда и столовые приборы, без помощи прислуги здесь обошелся бы разве что Арнольд Шварценеггер.Прислуги,однако,мало — до независимости во дворце работали 400 человек, сейчас — несколько десятков.Лакеи наряжены в старинные ливреи с богатой вышивкой. Правда, местами кажется, что это не вышивка, а штопка.

Как я попал к Его Высочеству? Это оказалось не так уж сложно: визит к махарадже — важный пункт программы посещения Джайпура для неленивого путешественника. Просто нужно заранее договориться с королевским офисом.

 

Слово «королевский» в данном случае забавный анахронизм. Независимость лишила махараджей доходов и власти, зато позволила наконец стать «королями». Колониальные британские правители велели им называть себя «князья». Всего в подчинении британской короны было около шестисот разноразмерных «княжеств».Некоторые,например Хайдарабад, были больше всей Великобритании. Другие объединяли дюжину деревень.

Сегодня многих удивляет, как это британцы умудрились завоевать такую огромную страну. А они, в общем, и не завоевывали, они договаривались.Князья с большим удовольствием соглашались дружить с англичанами против соседей. За это они отказывались от суверенитета, а взамен получали гарантии, привилегии и возможность творить у себя в вотчине все, что заблагорассудится.То есть абсолютно все.Махараджа Альвара, например, в XX уже веке приманивал тигров на охоте малолетними детьми — привязывал их к деревьям вместо обычных в этих случаях буйволов. Англичане ворчали, а махараджа оправдывался — дескать, я так хорошо стреляю, что ни один ребенок не пострадал. Он же прославился оригинальными способами решения финансовых проблем: однажды, не пожелав возвращать долги,махараджа запряг в карету шестерых своих кредиторов и разъезжал на них по городу.Единственное, чего князям не позволялось, это дружить против англичан. За это их свергали.

 

Для того чтобы управляться со всей этой оравой,колониальные власти придумали сложную систему титулов и опознавательных знаков.Пятая часть всех князей назывались «великими» — то есть собственно махараджами. Главным опознавательным знаком махараджи был салют:когда правитель въезжал в город,пушки должны были выстрелить определенное количество раз — от 9 до 21. Британского вице-короля встречали 31 залпом,а в честь самого монарха устраивали нескончаемую пальбу в 101 залп.

За титулы и салюты между князьями шла постоянная драчка, но неизменным абсолютным чемпионом оставался низам Хайдарабада — в дополнение к 21 выстрелу он, единственный из всех,именовался Его высочайшее высочество.Последний,седьмой по счету,низам Мир Осман Али Хан был в свое время едва ли не самым богатым человеком планеты — в 1940 году его состояние превышало миллиард долларов. Про низама говорили,что жил он просто и в быту был чрезвычайно непритязателен. Простота понималась так — на личные нужды низам тратил всего 37 центов в день, зато у него было 11 000 слуг и 3000 автомобилей,а вместо пресс-папье он использовал знаменитый бриллиант Виктория.Судьба этого брильянта таинственна, а самого низама — незавидна. В 1947 году низам-мусульманин не захотел присоединять Хайдарабад к Индии и попытался основать независимое государство. Ему не удалось продержаться и года — самого его свергли, а сокровища национализировали.В 1967 году низам умер,а его наследники окончательно рассорились с властями.Внук низама Мукаррам Джа переселился к своей жене в Австралию и промотал там остатки состояния. Сегодня принц живет у другой,пятой по счету, жены в Турции и пытается отсудить у государства несколько дворцов,а у родственников — часть 47-миллионной компенсации,которую они получили-таки за драгоценности.

Другие правители были умнее.Махараджа Джамму и Кашмира Каран Сингх добровольно передал республике свою казну — и долгие годы был губернатором штата, министром федерального правительства и послом в США. Авторитетный,но не слишком владетельный в смысле территорий махараджа Джайпура Ман Сингх II объединил десятки княжеств в штат Раджастан, а сам стал его губернатором. Ему удалось сохранить за раджастанскими князьями не только все имущество, но и значительную часть привилегий, в том числе официально признаваемый наследственный титул.Наименее ценную, зато самую дорогую в содержании часть своих коллекций он поместил в музеи (пусть о них заботится государство!), а один из своих дворцов — Рамбагх — превратил в прекрасный отель (пусть приносит деньги!).Титулы же в конце концов отменило правительство Индиры Ганди в период страстной дружбы с СССР.Но махараджа не дожил до этого страшного дня каких-нибудь пару месяцев. Он умер в любимой Англии, предаваясь любимому делу — игре в поло. Так его сын Бхавани Сингх оказался последним махараджей, вступившим на престол на законных основаниях. А кроме того — единственным в мире владельцем площадки для поло во дворе собственного дома.

 

С огромной террасы городского дворца Джайпура открывается прекрасный вид на внутренний парк,окруженный высоченными стенами. Посреди парка аллея с фонтанами, разгуливают павлины. Фонтаны выключены — слишком дорого.Слева — то самое поле для исконно индийской забавы поло. Справа — площадка для любимого импортного развлечения, игры в крикет. На площадке резвятся внуки Его Высочества с приятелями. Раньше здесь развлекалась вся индийская знать.После того как раджам запретили воевать, главными занятиями стали спорт и охота.Охота — шикар — устраивалась с невероятным шиком. Разряженные в пух и прах охотники въезжали в джунгли на разукрашенных слонах и «Роллс-Ройсах», а по возращении их ожидали горы икры и реки шампанского в устланных коврами шатрах.Охотились верхом — на кабанов, из засады — на птицу, с дрессированными гепардами — на оленей, а с отрядами барабанщиков ходили на тигра.Охота же с участием британских вельмож больше всего напоминала завидовские вояжи Леонида Ильича Брежнева. В Гвалиоре, который славился тигриной охотой, к вице-королям подпускали заранее отловленных и одурманенных опием животных.Махараджа сэр Мадхаврао Синдия, любимец вице-короля лорда Керзона,вывозил гостей и припрятанного тигра по специально проложенной в джунглях железной дороге,лично управляя паровозом. Для измерения добычи использовали специальную рулетку, в которой один фут состоял не из 12, а из 11 дюймов — при таком методе любой убитый вице-королем зверь оказывался рекордным. Гвалиорцы умеют дружить с верховной властью — внук того махараджи,Мадхаврао III, стал популярным левым политиком и занимал разные министерские посты. Правда, политический успех обернулся для него семейными неприятностями: консервативная мать принца, оскорбленная взглядами сына,лишила его наследства — весьма, заметим, немалого. Наследство досталось внуку — а он,после недавней гибели махараджи в авиакатастрофе,оставил работу финансового аналитика в Morgan Stanley и сменил отца на политическом посту.

Карьера левого политика и военная служба — весьма популярные, но далеко не единственные занятия современных индийских принцев.Номер два — безусловно, туризм. Особенно в этом преуспел махарана Удайпура Арвинд Сингх,который сумел сделать свой город одной из главных достопримечательностей Индии,а свои дворцы — его главными отелями.Именно он превратил наследие махараджей в успешный и весьма дорогой туристический аттракцион. Те, кто путешествует попроще, поражаются свидетельствам былого изобилия в музеях.Те,кто не стеснен в средствах, могут сами поиграть в махараджу. Для них в Удайпуре имеются не только королевские апартаменты (настоящие, а не какая-нибудь современная стилизация), но и императорское поло, императорское сафари на верблюдах и слонах, прогулки на антикварных автомобилях и катерах,пышные свадьбы, веселые праздники и уединенные романтические закаты. Свадьбы чаще всего справляют во дворце Джаг Мандир — фантастической красоты крепости на острове в центре озера Пичола.Романтическое же уединение устроено так: посреди озера из воды поднимается платформа,а на ней — столик для двоих. Блюда привозят на увитой цветами барке из кухни городского дворца на берегу. Если смотреть не только к себе в тарелку и друг другу в глаза, можно любоваться огромным и хаотичным дворцом и изящной крепостью,причем любоваться дважды — второй раз в виде отражения в спокойных водах Пичолы.Если что и вызывает на нем рябь,так только стаи лебедей или фламинго.Можно ли заказывать птиц, я не знаю — тысячи бабочек и фейерверки программой предусмотрены.

Повелитель этого волшебного царства тоже живет в городском дворце — его покои охраняют рослые усатые гвардейцы в черных кафтанах и высоких тюрбанах. Махарана,уютный бородатый господин в европейском костюме, сидит за ноутбуком среди старинных фотографий и бесчисленных телефонов. На фотографиях — его предки с королем Георгом,он сам с Елизаветой II, а гости могут сфотографироваться с махараной после беседы о делах или о сохранении культурного наследия.

С наследием происходят забавные вещи:махарана коллекционирует записи раджастанских музыкантов и не позволяет устанавливать во дворце кондиционеры — надо,чтобы все было как прежде. Это новейшая особенность жизни лишенных влияния махараджей — в Индии, как и везде на Востоке, чтут традиции и реликвии, но никогда не увлекались стариной. Раньше здесь даже не было такого понятия,как фамильные драгоценности,— ценился только материал, из которого наследники могли заказать себе новые украшения.Или обменять их на новые.Рассказывают,что супруга махараджи Патиалы,страстного любителя драгоценностей и преданного клиента Cartier, как-то встретила на приеме в Нью-Йорке герцогиню Виндзорскую в пышном колье, изготовленном ювелирами фирмы из ее бывших ножных браслетов. Правда, рассказывают такие истории все больше в прошедшем времени.Если вам вдруг случится познакомиться с махараджей и вы спросите его про сокровища, махараджа от вас вежливо отмахнется. Легенды, дорогой европеец, в Индии очень любят легенды.

При подготовке статьи использовалась книга «Махараджи.Мода и стиль королевских домов Индии» (М.: Слово/Slovo, 2005).

 

Контактная информация и подробности о деятельности и владениях махараны Удайпура см. www.mewarindia.com, махараджи Джайпура www.royalfamilyjaipur.com

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+