К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дресс-коду нет


Про современное общество в целом этого не скажешь, но вот правила гардероба с каждым годом становятся все менее жесткими.

Гардероб успешных мужчин был весьма консервативным более полутора столетий, но с рубежа тысячелетий правила размываются, дресс-код становится не то чтобы необязательным, но более сложным и неоднозначным. А это значит, что в мужском гардеробе все больше свободы.

Конечно, изменения в молодежной мужской моде происходили всегда, но она всегда была немного скандальной, не для всех. А подавляющее большинство занятых делом мужчин точно знали, кому можно надеть двубортный костюм, а кому нельзя, кто может позволить себе костюм в полоску, а кто — только однотонный. И вот эпоха обязательных костюмов заканчивается. Не потому что костюмы выглядят старомодными, наоборот. Множество людей, раньше облачавшихся в формальные двойки и тройки исключительно по необходимости, теперь делают это с удовольствием. Потому что современный стиль жизни подразумевает все больше ситуаций, когда от формальных правил можно отступить. В конце концов, сейчас огромные деньги связаны с информационным бизнесом и большая часть рабочего времени у всех проходит в онлайне. Так что классический костюм все чаще становится личным выбором. А свободный выбор немного усложняет жизнь, но явно делает ее интереснее.

Пожалуй, самая скандальная (потому что самая новая) идея создания мужской моды — это то, что многими воспринимается как заимствование идей моды женской. В этом сезоне сменился креативный директор Gucci, и созданная Алессандро Микеле буквально за 10 дней новая коллекция даже у многих профессионалов вызвала шок — мужские рубашки из этой коллекции подозрительно напоминают винтажные женские блузки с воротником-галстуком. Но шок шоком, а продажи выросли. Как выросли они и у скандализирующей околомодную общественность уже несколько лет подряд марки Saint Laurent — ее креативный директор Эди Слиман явно вдохновляется находками из американских и британских магазинов винтажной одежды, причем необязательно мужской.

 

На самом деле эта одежда из непонятно чьего гардероба свидетельствует не только о новом витке женской эмансипации и всегда сопровождающим это явление размывании границ между женским и мужским гардеробом. В скандальной гендерно-нейтральной одежде раздражает ощущение дежавю. И некоторый страх перед концом эпохи классического капитализма. Ведь только в этот период мужчины одевались подчеркнуто сдержанно, подчеркнуто по-пуритански, демонстрируя власть и богатство с помощью других игрушек — часов и самолетов, специально наряженных женщин и прочих предметов коллекционирования. Но если вспомнить историю, мужчины гораздо дольше одевались более пышно и богато, чем женщины. И золотая вышивка, и пурпур, и драгоценные камни, и галстуки бантами — это вещи из исторического мужского гардероба. Ни усыпанный бриллиантами граф Потемкин, ни искрящийся от драгоценностей пират Дрейк не были неженками, это всем понятно. И склонность к яркой и откровенно нарядной одежде естественна, так что подавить ее довольно сложно. В обозримом прошлом были гипюровые и цветастые батники 1970-х, малиновые пиджаки 1980-х и склонность хотя бы к кантам из крокодила и крупным пуговицам из золота с бриллиантами в совсем уж вроде минималистические 1990-е. Популярность марки Etro связана с тем, что в самые пуританские времена обойтись совсем без узорных тканей было решительно невозможно. И многие полюбили костюмы Paul Smith даже не за отличный британский стиль, а по более простой причине — потому что рубашки в яркую полоску, а у пиджаков яркая подкладка. Сейчас стало больше возможностей одеться нарядно и в то же время выглядеть модным, вот и все.

Конечно, остромодные марки слишком несдержанны в своих подиумных образах, чтобы можно было предлагать подобные комплекты всем подряд. Вещи из этих радикальных коллекций большинство мужчин может носить выборочно, как акцент, чтобы подчеркнуть свою современность и склонность к личной свободе. И ренессансно-барочная пышность — это один из вариантов одежды для тех, кто чувствует себя совершенно свободным в выборе гардероба. Главное начать. Вот сколько лет русские мужчины опасались носить яркие джинсы и рубахи даже летом, в свободное время. А прошедшим летом в московских ресторанах не боящихся цвета посетителей оказалось почти так же много, как на итальянских курортах. И выглядело это замечательно, красиво и радостно.

 

Возможностей нарушить правила много, и не все они радикальны. Главное — игра с пропорциями и многослойные комплекты. У Prada в этом сезоне серые костюмы для молодого карьериста, с рубашками, галстуками, все как надо. Только рубаха навыпуск в комплекте с пиджаком и галстуком уже выглядит странно. У Givenchy вместо жилета под пиджаки надеваются трикотажные кофты длиной чуть ли не по колено. У Lanvin толстая трикотажная кофта носится поверх пиджака. И силуэты всегда выглядят чуть слишком остро для традиционалиста — вот в этом сезоне брюки сверхширокие, как в послевоенные годы. В коллекциях Salvatore Ferragamo представлены костюмы модные, но без радикальности, зато шарфы размером с плед. Это, кстати, важный тренд. Огромные шарфы есть и у весьма модной марки Burberry Prorsum, и у давно ставшей классическим вариантом свободного, но приемлемого в официальных кругах стиля марки Giorgio Armani.

Этот умеренный вариант освобождения от затянувшегося во времени консерватизма является удачным абсолютно для всех. Благо возможностей уйти от правил множество. Самая главная — смешивание повседневного и спортивного стилей с классическим. Такой микст не выглядит излишне радикальным, хотя бы потому, что время от времени его использовали все, надевая джинсы или брюки-чинос с твидовым пиджаком, выбирая из соображений удобства оксфорды на спортивной подметке или используя в морозы пуховик и ушанку вместо пальто и шляпы в комплекте с обычным костюмом. Кроме того, свободный стиль стал своеобразной классикой уже давно. Тот же Джорджо Армани уже 40 лет в своих мужских коллекциях постоянно предлагает рубашки, которые лучше носить без галстука, и удобнейшие пиджаки классического вида, но без подкладки и сшитые из плотного трикотажа-джерси. То есть удобные как свитер, но внешне имеющие практически традиционные фасон и силуэт. А марка Brunello Cucinelli заработала международную известность не только благодаря качеству кашемира и шерсти, но и из-за беспроигрышного сочетания классических и спортивных стилей. Типичный для марки образ — костюм с поддетым пуховым жилетом. Или короткий пуховик поверх костюма. Или рубашка-поло с пиджаком. Подобные вариации, позволяющие создавать из вполне привычных предметов свой личный гардероб так, как хочется, есть практически у всех марок. Нарочитая небрежность вполне способна подчеркнуть уверенность в собственных силах. А если учесть, что в смешанной технике работают очень хорошие и дорогие марки, использующие самые дорогие материалы и самые сложные технические приемы, стиль этот позволяет выглядеть сколь угодно дорого одетым. Вариантов, повторимся, масса. У брендов вроде Tod's, Boglioli, Loro Piana или Ralph Lauren этот стиль выглядит вполне уравновешенным. Очень многие дорогие бренды в той или иной степени создают коллекции, практически полностью состоящие из вещей свободного стиля, для тех, кто может себе позволить отступить от правил офисного дресс-кода. Демократизм таких коллекций именно в ощущении свободы и в том, что предложенная в них одежда действительно удобна. Что не мешает Hermes из сезона в сезон предлагать рубашки, джемперы и жакеты из крокодила, а Louis Vuitton шить одежду из драгоценной викуньи.

Разумеется, возможны и остромодные варианты смешения стилей. Силуэты вещей Dior Hommes сразу говорят, что это остромодная марка. Но в последней коллекции узкие сверхэлегантные костюмы сочетаются с брюками и куртками карго, фартуками и прочими предметами рабочей амуниции. Тоже очень элегантными. Как будто банкир вернулся домой и немедленно отправился в любимый сад или мастерскую — иметь простые хобби в стиле английской аристократии сейчас модно.

 

И еще модно следить за своим здоровьем, заниматься спортом и быть активным физически. Более того, правильный образ жизни стал самым явным и популярным способом демонстрировать свой жизненный успех. Так что нынешние бренды несколько сезонов подряд предлагают очень наполненные и очень современные по духу коллекции практически спортивной одежды для города и работы. Очень удачно с преображением спортивного в элегантное работает Томас Майер, креативный директор Bottega Veneta. Материалы в его коллекциях прекрасные, работа мастеров сложная и многодельная, цветовая гамма изысканнейшая. Так что тренировочные штаны этой марки донельзя элегантны. Но, конечно, не только эта марка все больше и больше склоняется к использованию спортивного стиля. Олимпийки, свитшоты и худи уже превратились в обычную городскую одежду. Кроссовки в сочетании с деловым костюмом — это уже практически банальность, которую может себе позволить самый осторожный человек. Скоро такой же банальностью, самым распространенным предметом городского гардероба станут трикотажные тренировочные брюки. Вполне возможно, что они могут потеснить джинсы. А что — трикотаж на веревке явно более удобен, и к тому же поразительным образом хорошо сшитые треники идут практически всем.

Но вспомним все же о консервативном поствикторианском костюме. Этот костюм уже не тот. Он лучше. Легче, удобнее, разнообразнее. Никакого диктата в выборе тканей, силуэта, кроя больше нет. Недаром чуть ли не все знаменитые классические марки, такие как Ermenegildo Zegna, Canali, Brioni или Corneliani, демонстрируют свои новые коллекции не только в шоу-рум, но и на дефиле. Со стандартными костюмами подобные шоу были бы невозможны.

Впрочем, классический костюм — две шлицы, три пуговицы — никуда не исчез, и его по-прежнему можно носить. Свободный стиль тем и хорош, что уменьшает количество табу и запретов, а не меняет одни на другие.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+