К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

3D-гардероб


Юбка с подсветкой, напечатанные платья, сенсорные жилеты, шарфы по настройкам покупателей и другие новшества science art в обзоре Forbes Life.

Пару месяцев назад китаянка под ником SexyСуborg сделала юбку с led-подсветкой и стала звездой интернета. Мировой популярности она достигла не столько из-за юбки, сколько из-за своего внешнего вида: SexyCyborg похожа на этакую digital pin-up girl. Следующим ее проектом стали босоножки с подсветкой и Wi-Fi-роутером. Прозрачные босоножки были напечатаны на 3D-принтере, однако при всех возможностях современной объемной печати они получились точь-в-точь как форменная обувь стриптизерши. Все эти штучки, разошедшиеся мемами по сети, скорее следует отнести к носимым гаджетам или, если совсем честно, к geek porno, чем к поиску новых подходов к дизайну одежды. Однако попытки понять, как современные технологии изменят производство и дизайн одежды, предпринимаются все активнее, и они все более интересны.

Производство

Идея создать вещь целиком, а не сшить ее по кусочкам давно уже увлекает дизайнеров. Первой стала голландка Айрис ван Херпен, в 2010 году она напечатала 3D-платье. Вместе с куратором направления моды в MIT Media Lab Нери Оксман она представила короткое коктейльное платье. Демонстрировали его тогда на манекене и больше описывали открывшиеся возможности технологии, чем всерьез говорили о том, чтобы кто-то мог его носить. Обе девушки продолжили заниматься экспериментами в этой области, но Оксман углубилась в изучение растительных паттернов и их воплощения в скульптурных фэшн-проектах, а Айрис стала одним из ярких авангардных дизайнеров, она регулярно выпускает коллекции, участвует в неделях моды, а в этом году гастролирует с персональной выставкой по США. Платья ее похожи то на кристаллические наросты, то на панцири, то на доспехи. Наблюдать за ее развитием очень интересно, поскольку она пытается применить все новые технологии. Так что ее уже и дизайнером не назовешь. Столь революционное соединение моды, технологии и науки уводит Айрис ван Херпен в область science art, ее модные показы превращаются в выставки, а выход в ее платьях становится перформансом, на который решаются разве что Бьорк и Леди Гага. Она самый упорный экспериментатор в этой области, но есть и другие.

Так, в 2013 году нью-йоркский дизайнер Майкл Шмидт и архитектор Франсис Битонти напечатали платье для Диты фон Тиз. Принципиальным новшеством стало то, что они напечатали сетчатые подвижные блоки, которые соединили вместе. Королева бурлеска показалась в нем перед прессой и сделала фотосессию. По ее словам, платье позволяло двигаться и было вполне удобно, правда, обычные зауженные юбки дивы и не позволяют ей шагнуть шире. Таких концептуальных разработок было проведено множество. И можно вспомнить и перефразировать известную песню: даже если это не будет носиться, все равно это следует шить. Отвечая на подобные запросы, ученые развивают технологии. Так, Айрис ван Херпен в одном из последних интервью говорит: «Меня восхищают возможности 4D-печати — я мечтаю иметь возможность создать форму или структуру, которая обладает памятью и, значит, может «реагировать» и меняться». Такая разработка нескольких исследовательских лабораторий, в том числе из Массачусетского технологического института, позволяет использовать в печати материалы с различными свойствами, от соединения которых объект может менять форму.

 

Пока же 3D-печать используют как дополнение к традиционным, сшитым из ткани вещам. На одном из последних показов Victoria’s Secret модель вышла в напечатанном «снежном» бюстье. А на прошлогодней нью-йоркской неделе моды дизайнеры Брэдли Роттенберг и Катя Леонович представили коллекции с напечатанными «кружевными» вещами, аппликациями и рисунками. Что касается бижутерии, то здесь для печати уже давно нет ограничений. Есть серьезные марки, которые вкладываются в развитие алгоритмов. А весь сайт Etsy.com, где продаются самодельные украшения, завален напечатанными сережками, браслетами и кулонами.

Чуть более сложную идею постарались реализовать в бруклинском технологическом синдикате Continuum. Его идеолог, дизайнер и продюсер Мэри Хуанг печатает женскую обувь. Невесомые сетчатые туфли спроектированы так, что, несмотря на кажущуюся хрупкость, могут выдержать серьезную нагрузку.

 

Сотворчество

Привлекательность печати еще и в том, что вы создаете модель на компьютере и можете легко, щелчком мыши изменять ее параметры. Конечно, от этого один шаг до идеи предоставить эту возможность заказчикам. Так появилось несколько проектов-конструкторов, которые позволяют персонализировать одежду.

Онлайн-конструкторов довольно много, но большая их часть выросла из концепции индивидуального пошива. То есть вы выбираете ткань, один из предложенных фасонов, а дальше можете кастомизировать изделие по ряду позиций. Такой конструктор не более чем способ записи индивидуальных размеров и предпочтений. Другое дело, когда тебе предлагают сделать вещь индивидуальной, изменив ее не по размеру или цвету, а по виду.

Та же Мэри Хуанг сделала в рамках Continuum еще несколько знаковых проектов. Первым стал сайт CONSTRVCT. Легендарный проект, который привлек огромное внимание и продолжает влиять на модные тенденции. В сервисе несколько трехмерных моделей платьев и юбок, на которые вы можете наложить свой рисунок или фотографию. И это не небрежная заплатка-картинка на футболку, а полноформатная печать на платье. То, что получается, похоже на вещи, которыми прославилась дизайнер Mary Katrantzou. Конечно, свобода подобного сотворчества ограниченна, но даже иллюзия соавторства привлекает покупателей, потому как хвастаться «собственным» дизайном куда приятнее, чем «индивидуальным».

 

Этой же стратегии придерживаются и создатели проекта Knyttan. Они на вязальных машинах создают свитеры и шарфы по настройкам покупателя. Опций немного: вы можете выбрать цвет, инвертировать рисунок, сместить паттерн или увеличить его. За то, чтобы машина в центре Лондона связала вам простой шерстяной свитер, придется отдать £200. Чуть меньше — за шарф или шаль. Платить столько за простую шерстяную вещь и пару движений мышкой было бы слишком, если бы свитеры эти и правда не выглядели так здорово. Для создания рисунков команда Knyttan приглашает победителей конкурсов, обычно ими становятся студенты-дизайнеры, сами же основатели программируют динамические паттерны, которые можно не только сдвигать, но и искажать, получая неповторимый рисунок.

Другой проект все той же госпожи Хуанг — компромисс между возможностями проектирования и сложностью реализации. D.dress — это сервис, который позволяет спроектировать платье сложной архитектуры, которое будет состоять из лоскутков геометрической формы, взаимное расположение и форму которых вы также можете задавать. Смоделировав платье или юбку, вы получите выкройку и сможете сшить модель, как когда-то делали наши мамы по выкройкам из журнал Burda Moden. При правильном подборе материала выглядеть это платье будет так, как будто бы его напечатали. Очень точный диагноз индустрии 3D-моды: ее все хотят, но пока не придумали, как сделать ее удобной и дешевой, поэтому единственный путь — переосмыслив дизайн, вернуться к проверенным материалам и аналоговым методам, в смысле к иголке с ниткой.

Связь с соцсетями

Но технологические эксперименты не ограничиваются моделированием. Одежда рассматривалась в том числе как носитель гаджетов и датчиков.

Да и странно было бы, если одну форму самопрезентации, одежду, не связали бы с другой — социальными сетями. В 2012 году студенты MIT Media Lab представили разработку сенсорного жилета. Он имитировал объятия в зависимости от количества лайков в вашем Facebook. От каждого лайка полости внутри жилета надувались, так что популярный автор превращался в шарик, он физически ощущал лояльность своей аудитории.

Еще раньше, в 2002 году, группа Cutecircuit изобрела Hug Shirt, доработав свой лонгслив в 2006 году, они получили звание «Лучшее изобретение года» по версии журнала Time. В Hug Shirt™ встроены датчики, передающие силу, продолжительность и точное место прикосновений, температуру кожи и сердцебиение отправителя. Эта одежда воссоздает тепло объятий и передает эти ощущения близкому человеку через расстояния.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+