В стиле нано
В воде не тонет, в огне не горит — эта фраза максимально точно характеризует новинки текстильной промышленности.
Это у нас приставка «нано» вызывает ассоциацию с анекдотами. В остальном цивилизованном мире нанотехнологии без лишнего шума заметно изменили материаловедение: появились синтетические ткани, молекулярная структура которых может перестраиваться в зависимости от погодных условий, имитируя даже природные материалы — шелк или волокно лотоса, которое, оказывается, не только отталкивает воду и жир, но и не мнется благодаря содержанию каучука. Ткань реагирует на изменения окружающей среды: пошел дождь — она приобрела водоотталкивающие свойства, активизировалось солнце — стала охлаждающей, как шелк.
Но это далеко не все: даже привычная шерсть с «нанообработкой» не мокнет под дождем, не продувается ветром, не впитывает пот и отталкивает грязь. Можно спать в сугробе. Или оставаться неправдоподобно чистым в походных условиях осенней Карелии, когда при выборе между гигиеническими процедурами и спасением от комаров гигиена позорно проигрывает.
Одна из самых последних разработок — лактозное волокно, вырабатываемое из молока. Это волокно «текучее» и холодное на ощупь, а ткань из него по свойствам близка к шелку. При этом лактозное волокно гораздо прочнее шелкового (а шелковая нить сравнима по прочности со стальной того же диаметра). Но это все сущие мелочи по сравнению с японскими разработками «экранной ткани», способной создать иллюзию идеальной фигуры. Это ткань с оптическим эффектом, которая закрывает тело как экран и позволяет создать видимость любой модели одежды — почти как телевизор, только на теле. Но нам, рационалистам до мозга костей, хочется не иллюзий, пусть и безупречных, а реального продукта, который можно потрогать руками. И это реалии luxury-индустрии, которая сегодня старается держать нос по ветру. Потому что сохраненные технологии XVI века — это прекрасно, но новые ткани гораздо комфортнее, чем шерсть или кожа самой лучшей выделки. А что есть роскошь, как не желание получить максимальный комфорт в стилистически безупречной упаковке?
Ближе к телу
Итальянцы первыми поняли, что исторические мануфактуры не конкурентоспособны: во-первых, молодежь все меньше хочет работать руками по рецептам прадедушек и на всех традиционных предприятиях дефицит кадров, а во-вторых, одним кашемиром сыт не будешь.
Среди лидеров текстильных наноразработок — Corpo Novo. Ее услугами активно пользуются Hugo Boss и Dolce & Gabbana. Эта компания всерьез занялась вещами будущего. Например, одна из последних разработок — рубашка, которая при похолодании становится «ближе к телу»: ткань может «вычислять» дистанцию до кожи, контролируя теплообмен.
Швейцарцы из Schoeller недавно представили ткань 3XDRY, которая способна точечно охлаждать зоны повышенного потоотделения. Правда, на рынке уже есть аналог — NanoTex, которым активно пользуются Perry Ellis, Adidas, Hugo Boss и Brook Brothers. Кстати, в «Великом Гэтсби», мужской состав которого полностью одевали Brook Brothers, только крой винтажный, а начинка — самая современная. Lycra экспериментирует с фабрицевтикой: в материал инсталлируются микрокапсулы, активирующиеся при соприкосновении с кожей. Начинка этих капсул может быть любой: от ароматических композиций до витаминов и активно действующих веществ вроде антицеллюлитного крема. Но интенсивнее всего развивается биоинженерия. С тех пор как коллекция Мартина Маржела 1997 года из «бактериального хлопка» с эффектом ветхости оказалась невероятно успешной, сотрудничество текстильщиков с микробиологами не прекращалось ни на минуту. В результате созданы биоактивные ткани, которые «съедают» грязь, поглощают неприятные запахи и нагреваются, если окружающая температура падает.
Даже итальянские консерваторы Loro Piana нашли компромисс между вековыми традициями ремесла и инновациями, «поженив» кашемир и мембрану в ткани Loro Piana Storm System. Сохраняя все свойства кашемира, она приобрела плюсы, которые дает мембранный материал: защиту от дождя, ветра и теплоизоляцию. Всю прелесть этого союза можно оценить, не обнаружив на привычном месте парковки автомобиль, внезапно унесенный вдаль городской эвакуаторной службой.
Великая иллюзия
Среди итальянских мануфактур не так много приверженцев инноваций: чаще предприятия с вековой историей держатся за передаваемые от отца к сыну секреты производства шерстяных тканей. И даже проводят конкурсы среди производителей шерсти, призванные отыскать самое тонкое шерстяное руно: их цель — добиться эффектов, которыми обладают синтезированные ткани, и сохранить при этом традиционные схемы производства. Тем удивительнее наблюдать за развитием Ermenegildo Zegna, которая, являясь организатором одного из таких традиционных конкурсов Wool Throphy, в то же время активно инвестирует в новейшие разработки, причем не только текстильные. Первые шаги в направлении «нанотканей» были сделаны в начале 1990-х, когда появилась экологичная ткань Microtene: она разлагается как хлопок, но в остальном обладает всеми свойствами синтетической мембраны. В линии Zegna Sport кашемир смешивается с лайкрой, в куртку встроен микрофон и специальная подкладка, защищающая от электромагнитных волн. Костюмная ткань для летних коллекций Ermenegildo Zegna отражает солнечные лучи, брюки обрабатываются водоотталкивающей пропиткой и т. д.
Производители мужской одежды — великие комбинаторы. Сохраняя иллюзию того, что производят крайне консервативную одежду (тот же фильм «Великий Гэтсби» не так уж стилистически далек от сегодняшних показов), они шьют костюмы, которые так же далеки от твидов столетней давности, как iPhone от аппарата Александра Белла.