Легенда о Patek Philippe
Открылся первый московский бутик всемирно известной и давно любимой в России часовой марки, которая в следующем году отметит свое 175-летие.
В историческом центре Москвы, в Столешниковом переулке, летом этого года открылся первый российский монобутик Patek Philippe. В истории этой марки множество ярких событий, выдающихся личностей и потрясающих часов. Вряд ли найдется другой бренд, который практически единодушно называли бы номером один в часовом мире, и причин тому множество. Одна из них — имена знаменитых владельцев этих часов. Не будем останавливаться на широко известном списке от Льва Толстого и Петра Чайковского до Владимира Путина. Обратимся к неожиданным в роли поклонников марки «битлам»: у Джона Леннона был хронограф и вечный календарь (Ref. 2499), у Пола Маккартни — «Акванавт» (Ref. 5167A), да и Ринго Старра мы видим на ряде фотографий в «Акванавте».
Чем же марка так привлекает клиентов? Думается, ответ в том, что ей удалось создать эталонные часы практически на все вкусы. Классика? Тогда это Calatrava. Вечерние мужские часы? Очевидно, Golden Ellipse. Сложная механика? Sky Moon Tourbillon или Minute Repeater Tourbillon. Спортивные? Без сомнений, Nautilus на браслете или же Aquanaut на ремешке из каучука.
Слово «патек» было далеко не пустым звуком еще в советские времена, хотя, разумеется, большей части населения нашей страны дела не было до таких изысков, как высококлассные швейцарские часы. Да и просто «швейцарские часы» существовали как не подкрепленная фактами легенда. Активно интересовавшийся часами узкий круг о «патеках» знал и их ценил, а сама часовая марка упоминается в книге В. Н. Пипунырова «История часов с древнейших времен до наших дней», лучшем советском издании о часовой истории.
Пришли новые времена. Границы, открывшиеся для граждан нашей страны, открылись и для часов, и для часового бизнеса, так что единым махом за несколько лет марка Patek Philippe утвердилась в России в незыблемом статусе короля часов — уже, впрочем, признанном во всем остальном мире.
Замечательные часы, которые отмечают вехи истории марки в последние два десятка лет, хорошо нам знакомы как минимум благодаря ведущейся во всем мире безупречной и продуманной рекламной кампании. Многие из них и по сей день украшают витрины лучших часовых бутиков всего мира, включая и первый бутик Patek Philippe в Столешниковом переулке Москвы. В честь этого события выпущена специальная лимитированная 100 экземплярами серия часов Annual Calendar Chronograph Ref. 5960 в корпусе из белого золота, которую можно будет приобрести только в нашей стране.
Первого мая 1839 года польские эмигранты Антони Патек и Францишек Чапек подписали в Женеве контракт об образовании часовой фирмы Patek, Czapek & Cie. Сразу возникает несколько вопросов: эмигранты? поляки? Ведь известно, что становлению часовой индустрии в Швейцарии способствовали гонения на французских протестантов и их вынужденная эмиграция в соседнюю страну. Впрочем, события, заставившие Антони Патека, Францишека Чапека и многих других поляков искать приюта вне Польши, были столь же драматичными, как и гугенотские войны во Франции.
Антони Норберт Патек, родившийся в 1811 году в деревушке под Люблином, в 16 лет поступил в Первый польский конный стрелковый полк, поддержал польское восстание 1830–1831 годов, был награжден золотым крестом Ордена воинской доблести, а после подавления восстания был вынужден покинуть пределы Российской империи. Францишек Чапек, поляк чешского происхождения, также участвовал в восстании — был солдатом Национальной гвардии в Варшаве. Однако в Польше Патек и Чапек даже не встречались, а познакомились в Женеве в середине 1830-х. К тому моменту, чтобы их имена лучше воспринимались во франкоговорящем городе, Антони Патек стал Антуаном Норбертом де Патеком, а Францишек Чапек — Франсуа Чапеком.
Польские эмигранты составляли в то время в Швейцарии довольно тесное сообщество, поэтому Патек и Чапек, основавшие часовую фирму Patek, Czapek & Cie, предполагали прежде всего продавать часы своим бывшим соотечественникам. Патек в новом предприятии отвечал за предпринимательскую сторону, а Чапек, по сути, был главным часовщиком.
Идея состояла в том, чтобы приобретать часовые механизмы и корпуса, тщательно декорировать их, доводя до уровня произведения искусства. Корпуса гравировали, украшали эмалевыми миниатюрами и драгоценностями. Тематика диктовалась предпочтениями изначального круга клиентов: ранние «патеки» украшены изображениями Юзефа Понятовского, польского князя и генерала, национального героя Тадеуша Костюшко, великого астронома Николая Коперника, поэта Адама Мицкевича, легендарных королей Мешко I и его сына Болеслава I Храброго.
Впрочем, не все ранние «патеки» были отмечены национальной тематикой. Например, на золотом корпусе карманных часов №1715 превосходно и с большим вкусом выгравирована сцена охоты на кабана, часы №4592 (сейчас в коллекции музея Patek Philippe) украшала эмалевая миниатюрная копия рафаэлевской «Мадонны в кресле». Интересно, что, несмотря на явную ориентацию марки на поддержку со стороны польской эмиграции, среди первых клиентов Patek, Czapek & Cie были и русские. В частности, в коллекции музея Patek Philippe хранятся карманные часы 1840 года, которые, как утверждается, были проданы красавице-авантюристке «княгине Ольге Зубовой».
Партнерство Патека и Чапека продлилось шесть лет. Участвуя в 1844 году в Индустриальной выставке в Париже, Антуан Патек познакомился с французским часовщиком и изобретателем Жан-Адрианом Филиппом. У них нашлась живо интересовавшая их тема разговора — новаторская система бесключевого завода часового механизма. Patek, Czapek & Cie уже работали с подобными механизмами, которые приобретались на фирме Louis Audemars, но у Жан-Адриана Филиппа был свой вариант этой конструкции — на той выставке он получил золотую медаль за ультратонкие карманные часы с разработанным им бесключевым заводом.
Первого мая 1845 года Антуан Патек в партнерстве с Жан-Адрианом Филиппом и Винсентом Гостковски учредил фирму Patek & Cie, где Филипп занял должность технического директора. 1 января 1851 года Patek & Cie была преобразована в Patek Philippe & Co., получив наконец то название, под которым ей будет суждено прославиться. Переименование отразило решение увеличить производство часов, заодно в компании затеяли разработку собственных калибров (как сказали бы теперь, «мануфактурных механизмов»). А также был узаконен статус Жан-Адриана Филиппа как одного из соучредителей фирмы. В том же году королеве Виктории на Всемирной выставке в Лондоне были подарены часы-подвеска, оснащенные фирменной системой бесключевого завода.
С 1848 года часы подписывались уже в «международном» варианте — Patek & Co.: в продажах Антуана Патека все большую роль играли серьезные клиенты вне эмигрантского круга, например нью-йоркская ювелирная фирма Tiffany & Co. Она наладила отношения с Patek в 1851 году и получила статус официального агента Patek Philippe в 1854 году. Первые часы были поставлены Tiffany в феврале 1850 года — четвертной репетир (сейчас хранится в музее Patek Philippe).
В начале 1870-х Чарльз Тиффани решил расширить предложение карманных часов и затеял строительство довольно большой по тем временам и хорошо оснащенной пятиэтажной часовой фабрики в центре Женевы, на площади Корнавен. Фабрика работала с 1874 по 1878 год, за этот период на ней изготовили примерно 12 000 карманных часов. В 1878 году она была продана Patek Philippe.
В Patek до сих пор сохраняются особые отношения с Tiffany. Обычная для второй половины XIX века практика, когда производитель часов ставил название ритейлера на циферблат, зачастую опуская свой логотип, сейчас в Patek немыслима за единственным исключением — это Tiffany. К 150-летию сотрудничества в 2001 году была выпущена лимитированная серия часов Ref. 5150 с годовым календарем (по 150 экземпляров — в Patek любят играть с цифрами — в розовом, белом и желтом золоте), которые прозвали T150. А в этом году к пятилетию магазина Patek Philippe в Нью-Йорке, которым владеет компания Tiffany & Co, лимитированными сериями были изготовлены две модели — мужская Annual Calendar Ref. 5396 и женская Gondolo Ref. 4987; на циферблатах всех этих часов значится Tiffany & Co.
Как уже было сказано, поначалу компания не производила механизмы, предпочитая покупать их у признанных специалистов: среди фабрик-поставщиков, кроме упомянутого Louis Audemars, были Vacheron & Constantin, Breguet, Piguet et Fils и LeCoultre. В 1850 году были закуплены станки, позволявшие производить собственные механизмы. С циферблатной стороны платина помечалась штампом «PP» — и теми же буквами отмечаются все современные механизмы марки.
Так началось производство сложных и сверхсложных часов Patek Philippe, и к концу 1860-х в арсенале фирмы были часы с вечным календарем, хронографом, минутным репетиром и комбинациями этих сложных устройств. Все это привлекало состоятельную клиентуру — промышленников, аристократов и особ королевских кровей.
В 1887 году фирменный стиль Patek, хорошо знакомый нам сейчас, был оформлен официально: 27 апреля была зарегистрирована эмблема с крестом «Калатрава». Фирма стабильно развивалась, и в 1901 году была преобразована в открытое акционерное общество Ancienne Manufacture d’Horlogerie Patek Philippe & Cie S.A. с огромным по тем временам капиталом 1,6 млн швейцарских франков.
Начало XX века отмечено в истории марки выпуском ряда сверхсложных карманных часов, которые сейчас оккупировали первые строки списков аукционных лотов, а сверхсложные карманные часы, проданные нью-йоркскому банкиру Генри Грейвсу, уже 14 лет являются здесь абсолютным лидером.
Настоящие трудности начались для Patek Philippe лишь во времена Великой депрессии — в 1932 году, когда фирма была вынуждена искать источники пополнения оборотных средств. Одно из предложений о покупке поступило от компании LeCoultre, которая к тому времени стала основным для Patek Philippe поставщиком «черновых» механизмов, но это предложение было отвергнуто в пользу другого поставщика — производителей циферблатов Fabrique de Cadrans Stern Freres братьев Штерн, Шарля и Жана, которые выступили, как теперь говорят, в роли кризисных менеджеров.
Основная идея Штернов состояла в том, чтобы усилить позиции Patek в высшем сегменте рынка часов, что полностью соответствовало стратегии, сформулированной отцами-основателями фирмы: бескомпромиссное качество во всех аспектах. Чтобы иметь возможность контролировать качество на всех этапах производства, было решено снижать закупки черновых механизмов и переоснастить фабрику.
Вместе с тем в производство были запущены модели, ставшие впоследствии бестселлерами — например, знаменитые часы Calatrava Ref. 96 образца 1932 года или же «большая» Calatrava Ref. 570 образца 1938 года. С 1937 года началось производство наручных часов с функцией мирового времени на основе механизма, изобретенного Луи Коттье, с 1934-го — наручных хронографов Ref. 130,
с 1941-го — наручных вечных календарей (Ref. 1518 с дополнительной функцией хронографа) и с 1942 года — наручных вечных календарей Ref. 1526 (без дополнительных функций).
Анри, сын Шарля Штерна, возглавил фирму в 1958 году — ему предстояло провести Patek Philippe не только по благоприятным для швейцарской часовой индустрии 1960-м, но и по кризисным 1970-м. Именно в этот период, в 1976 году были выпущены знаменитые спортивные часы Nautilus с корпусом необычной конструкции на шарнирном креплении и с интегрированным браслетом (дизайн разработан знаменитым Жеральдом Жента), которые производятся до сих пор без значительных модификаций.
Анри Штерн завершил 1980-е годы небывалым достижением: к 150-летию фирмы были сконструированы и изготовлены самые сложные карманные часы в мире — Calibre 89. Годом позже Анри Штерн передал управление своему сыну Филиппу, который руководил фирмой до 2010 года и в свою очередь передал семейный бизнес в руки сына Тьерри, который сейчас и возглавляет Patek.
Семья Штерн заботится не только о процветании Patek, но также и о сохранении богатейшего исторического наследия марки: в ноябре 2001 года в Женеве был открыт четырехэтажный музей Patek Philippe.
Вопреки ожиданиям, коллекция не посвящена исключительно патековским шедеврам — она охватывает практически всю историю часового дела от ранних настольных часов цилиндрической формы из Германии середины XVI века и превосходных эмалевых часов из Франции XVII века, а ее значительная часть посвящена женевскому часовому мастерству. Основой музея стала собиравшаяся десятилетиями Анри и Филиппом Штернами коллекция часов, изысканных образцов женевской эмалевой миниатюры, инструментов и литературы.
В музее представлено более 2000 часов, эмалей и механических музыкальных устройств, четыре сотни старинных инструментов и станков. Там же хранится архив фабрики — книги со сведениями обо всех изготовленных Patek Philippe часах, включая даты производства и продажи. В обширной библиотеке из 4000 книг, посвященных часовому делу, есть редчайшие издания трудов Христиана Гюйгенса конца XVII века.
Второй этаж музея целиком отдан коллекции часов Patek Philippe — от уже упомянутых часов «княгини Зубовой» и часов с эмалевыми портретами русского царя Александра II и его морганатической супруги Екатерины Долгоруковой до сверхсложного Calibre 89. Здесь же — наиболее заметные премьеры последних лет. Частный музей Patek Philippe превратился в одну из достопримечательностей Женевы, благо он открыт для публики (предварительная запись требуется только для заказа гида). Так что, собравшись в Женеву, не забудьте зарезервировать два-три часа для посещения этого «лувра» высокого часового искусства.