Смысл обоих проектов в том, чтобы создать новые возможности для любительниц моды, продлить жизнь вещей. Руководители компаний считают, что расширение форматов цикличного потребления помогает снизить нагрузку на экосистему планеты.
«Мы хотим поменять практику потребления и продлить жизненный цикл вещей. Раньше в премиум-сегменте было принято только одно «касание»: покупатель приобретал понравившуюся вещь и владел ею столько, сколько хотел. Теперь в моду входят новые практики, где возможно несколько «касаний»: аренда, тест-драйв перед покупкой, перепродажа или обмен. Это дает покупателям максимальную гибкость в использовании вещей. Аренда и ресейл подчеркивают ценности коллективного владения и тем самым отлично дополняют друг друга», — говорит основательница Cloudset Амина Мусаева.
Подобные тенденции, как показывают исследования The State of Fashion компании McKinsey, набирают силу во всем мире: в 2021 году 15% брендов, работающих в сфере моды, думали об организации ресейла, но только шесть компаний практиковали ту или иную форму перепродажи, в частности, аренду одежды предлагали компании VF Corp и H&M Group.
В 2022 году проекты по обратному выкупу и перепродаже вещей запустили Balenciaga и Harvey Nichols с платформой Reflaunt, онлайн-универмаг Matchesfashion и люксовый бренд Burberry с сервисом Wardrobe HQ.
Рынок ресейла в 2023 году, как считает Business of Fashion Report, будет расти в 11 раз быстрее, чем рынок прямых продаж. Капитализация ресейла к 2026 году составит $218 млрд. Потенциал для роста предложения огромен. Консалтинговая компания Bain&Co предсказывает, что к 2030 году 40% от общей прибыли брендам будут приносить циклические модели — аренда и перепродажа вещей. По подсчетам экспертов сайта Business of Fashion, в 2020 году в мире продавалось только 5-7% ресейл-ассортимента, потенциал роста оценивался в этот период в $2,1 трлн.
«Стоимость люксовой одежды продолжает расти, но ценность вещей для потребителя падает, потому что реклама и каналы продаж побуждают нас постоянно обновлять гардероб. В результате одежда становится, если можно так сказать, «девальвирующейся валютой». Аренда и ресейл кардинально меняют картину — они создают для потребителей широкие возможности для апгрейда собственного статуса. Онлайн-платформы позволяют каждому быть и покупателем, и продавцом, причем, в глобальном масштабе», — констатирует Мусаева.
Новая культура потребления постепенно проникает и в Россию. Здесь процессы идут медленнее — люди привыкли иметь вещи в собственном гардеробе, а не арендовать их. К тому же сказывается негативное отношение к «комиссионкам», идущее с советских времен. Тем не менее практика аренды становится все более популярной, особенно в молодежной среде — девушки предпочитают арендовать платье на вечер, а не «замораживать» деньги в покупке наряда-однодневки.
РБК приводит примеры того, что идеи вторичного использования вещей — Reuse, Renew, Recycle — становятся все более популярными в российской моде. Сегодня количество онлайн-сервисов и услуг в ресейле постоянно растет. Например, в 2022 году в России стартовал проект TSUM Collect — платформа ЦУМа для покупки и продажи вещей класса люкс. Современные онлайн-проекты по аренде или по вторичной продаже премиальной одежды совершенно не похожи на «комиссионки» советских времен, это совершенно иной инструмент ретейла.
Об этой новой свободе будет рассказывать совместный подкаст «Субкультура потребления». Ведущими подкаста выступают основательница платформы Cloudset Амина Мусаева и соосновательница The CULTT Мария Манаева. «Сегодня культуру совместного потребления принято считать альтернативной, но мы уверены, что скоро она станет нормой. Индустрия моды находится на переломе: в 2021 году онлайн-продажи люкса превысили офлайн-продажи. Интернет-магазины все сильнее взаимодействуют с социальными сетями. Дома моды пересматривают традиционные бизнес-модели и ищут новые подходы к потребителю, используя такие инструменты как аренда и вторичная продажа. Об этих новых тенденциях мы будем рассказывать в подкасте», — говорит Амина Мусаева.
Cloudset — сервис аренды премиум-вещей, в философии которого опыт, а не обладание. Создан для тех, кто ценит разнообразие в гардеробе, но при этом избегает чрезмерного потребления.
The CULTT — платформа для покупки, продажи и обмена модных аксессуаров. Компания сотрудничает с мировыми брендами и начинающими талантливыми дизайнерами.
* Информационная поддержка