Под залог интеллектуальной собственности: как контент становится ликвидным активом
Сегодня, когда многие международные площадки приостановили свою деятельность в России, эти вопросы обострились и приобрели иное звучание. В связи с санкциями в отношении YouTube и сервисов компании Meta креаторам нужно искать новые площадки для монетизации своего контента.
Ключевой инструмент монетизации творческих отраслей — это интеллектуальная собственность. Рыночная логика подталкивает участников индустрии к тому, что права на креативные продукты должны рассматриваться как ликвидный актив и, соответственно, легитимный предмет залога.
«С начала нулевых объем информации в мире возрастает ежегодно на 30%. Объем российского рынка интернет-рекламы по итогам прошлого года увеличился на 26%, ― открыл сессию Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes Russia. ― В связи с этим особенно актуальным стал вопрос, какими методами можно дать рыночную оценку контенту».
Директор «ВКО-Интеллект» и оценщик IP Наталья Мазур отметила, что каждый оценщик жестко регламентирован и должен действовать согласно установленным нормам. «При проведении оценки мы должны использовать затратный, сравнительный и доходный подходы или же обосновать отказ от использования того или иного подхода. Здесь также важен постоянный контакт с правообладателем ― психоэмоциональная связь. Тогда оценщик сможет правильно перевести оцениваемое право в денежный эквивалент», ― рассказала эксперт.
Юрисконсульт первой в России краудлендинговой платформы для инвестиций в индустрию развлечений Co-Fi Михаил Басс поделился, что их специалисты могут не только оценить контент, но и помочь креаторам получить финансирование для проекта под залог интеллектуальной собственности. Для оценки такого залога на сервисе работает экспертный совет, в который входят артисты, кино- и музыкальные продюсеры, эксперты по авторскому праву. Он также отметил, что онлайн-сервис работает как с исключительными правами, так и с лицензионными. Таким образом, предметом залога становится то вознаграждение, которое артист может получить по лицензии.
«Мы верим в интеллектуальную собственность и делаем на нее ставку. А ее оценка — это достаточно узкий вопрос, который банки решить не в состоянии. Специалисты Co-Fi проводят две экспертизы творческих проектов перед тем, как поместить их на цифровую витрину. Первая ― на предмет наличия у артиста прав на контент, которые он собирается предоставить в качестве залога. Вторая ― оценка потенциала этого контента», ― рассказал Басс.
«Помимо экспертизы существует также оценка контента со стороны самого креатора. И прежде чем привлекать инвестиции, необходимо адекватно посмотреть на тот продукт, под который артист ищет финансирование», ― считает исполнитель Dante (Алексей Исмаилов).
Артист отметил, что такой инструмент, как краудлендинг, сегодня позволяет создателю музыкального контента не связывать себя обязательством с лейблом и не брать банковский кредит: «В моей жизни трижды была ситуация, когда я приносил новый трек на лейбл и его не брали, говоря, что у него нет потенциала. В итоге я выпускал песню сам, и она залетала в топы. В ситуациях, когда лейбл финансирования не дает, на помощь может прийти платформа Co-Fi».
Также он рассказал, что пользователи платформы вложили в продвижение его нового трека в социальных сетях 350 000 рублей, которые он уже вернул, и сейчас готовит новую заявку для привлечения инвестиций.
Спикеры сессии пришли к выводу, что интеллектуальную собственность сегодня можно назвать ликвидным активом, и особенно это видно на примере кейсов по привлечению финансирования под ее залог с помощью краудлендинга. В современных реалиях, которые очень сильно изменились за последние несколько недель, создателям креативного контента придется посмотреть на рынок под другим углом, пробовать новые инструменты его монетизации и продвижения, а также искать варианты финансирования.
*Информационная поддержка