Бюджеты рекламного рынка: что является драйвером роста индустрии
Денис Максимов, управляющий директор Media Direction Group, поговорил с Forbes Agenda о позиции рекламного рынка России в мире, его влиянии на креативные индустрии и изменениях в потреблении контента аудиторией
— Насколько быстро меняется рекламный рынок России?
В объёме он меняется быстро, сначала мы упали, в этом году мы растём, и в следующем, скорее всего, рост сохранится. По динамике роста российский рекламный рынок находится где-то в топ–10 мировых рынков. Это не может не радовать, с одной стороны. С другой — это, возможно, имеет и негативные последствия для экономики, но давайте сначала лучше порадуемся. Потому что у миллиона людей, работающих в рекламе, согласно цифрам Ассоциации коммуникационных агентств России, будет, чем заняться в ближайшем будущем. Что касается технологичности, то российский рекламный рынок, безусловно, самобытный. В России много игроков как в медиа, так и в креативе, которые задают повестку. И также мы не должны забывать, что большинство международных крупных рекламных групп состоят на 99%, а иногда и на 100%, из российских специалистов, которые драйвят индустрию, технологии, подходы. Мне кажется, на нашем рекламном рынке всё хорошо.
— А что является драйвером именно российского рекламного рынка?
Если говорить про бюджеты, я думаю, в этом году в полной мере раскрылся отложенный спрос. Люди много чего не докупили во время пандемии и карантина и сейчас приобретают то, что не успели. Это очень сильно поддерживается потребительским кредитованием. Мы знаем, что оно в России достигло рекордных высот на данный момент. И, конечно, это выход новых экосистемных игроков на рынок, которые сместили крупнейших рекламодателей FMCG-сектора с первых мест и резко ворвались в повестку. Они активно рекламируются, у них большие бюджеты и долгосрочные стратегии. И именно за счёт этого российский рекламный рынок пошел в рост и будет расти в будущем. Всё это в комплексе стимулирует развитие новых подходов в работе рекламных агентств России, которые первый раз сталкиваются с игроками такого профиля.
— Насколько сильно рекламный рынок влияет на развитие креативных индустрий?
Я уже говорил, что в локальном рекламном бизнесе так или иначе заняты около миллиона человек. Но если мы возьмём всех тех, кого рекламный бизнес снабжает работой, это художники, композиторы, режиссёры, сценаристы, актёры и все другие представители креативных индустрий, то это количество вырастет, наверное, в разы. Мы задались таким вопросом: насколько реклама и креативная индустрия — друзья? С уверенностью можно сказать, что реклама — это муза для миллионов людей, принадлежащих к креативным индустриям. И не только муза, но и источник дохода.
— Какие изменения в потреблении медиаконтента вы считаете наиболее важными?
Второй экран стал повседневностью. Мы не потребляем ни одно медиа без телефона в руках. И, конечно, фрагментация в диджитал, то есть появление новых контентных стримов. Таких, как Roblox, Twitch — это игровые платформы, это инфлюенсеры, которые занимают всё больше и больше нашего времени. Ну и также, как это ни парадоксально, маркетплейсы занимают достаточно много время при потреблении диджитального контента. Более того, когда у человека в руке телефон и он сидит в одном из маркетплейсов, мы не знаем, он просто смотрит или что-то покупает этот момент. Хотя, конечно, каких-то революций, сравнимых с пришествием интернета, пока мы вряд ли можем ожидать.