Разобраться с валютными спекулянтами, обрушившими курс рубля, призвал президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию на прошлой неделе. Уже в понедельник, 8 декабря глава кремлевской администрации Сергей Иванов объявил, что расследованием спекуляций на валютном рынке займутся Банк России, Министерство финансов и Росфинмониторинг. Координирует их действия председатель Совета безопасности Николай Патрушев. После этого участники рынка стали продавать российские активы с еще большим усердием.
Громкие заявления властей, а также $4 млрд, залитые в рынок Центробанком на прошлой неделе, рублю не помогли.
Официальный курс доллара на фоне дальнейшего снижения цен на нефть 8 декабря вырос еще почти на 20 копеек, до 53,3 рубля. Одновременно участники рынка избавлялись от рублевых гособлигаций, и доходности по ним выросли.
Собеседник Forbes в ЦБ сообщил, что свои позиции в ОФЗ западные фонды закрывают после заявлений директора Службы внешней разведки Михаила Фрадкова. На днях он обвинил в спекулятивной атаке на рубль зарубежные инвестфонды. По словам Фрадкова, США и их союзники атакуют рубль в попытках добиться смены правящего режима в России. В конце ноября 2014 года первый зампред ЦБ Ксения Юдаева говорила, что нерезиденты держат четверть рынка ОФЗ (почти 1 трлн рублей).
«В конце прошлой недели доходности ОФЗ выросли на 50-100 базисных пунктов, на этой неделе потенциал их роста сохраняется. Кто-то фиксирует позиции, кто-то набирает короткие позиции перед заседанием Банка России в четверг, после которого ожидается повышение ключевой ставки», — говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
В четверг, 11 декабря ЦБ планирует провести очередное заседание совета директоров, по его итогам ключевая ставка в связи с ослаблением рубля и инфляционными ожиданиями может резко вырасти. По словам начальника департамента торговых операций ING Станислава Ярушевичюса, рост доходностей на рынке ОФЗ до 13% говорит об ожиданиях повышения ключевой ставки на 2 процентных пункта (п. п.). В Промсвязьбанке не исключили ее повышения на 1,5 п. п. (сейчас — 9,5%).
На негативных ожиданиях индиктивная ставка межбанковского рынка MosPrime Rate на 6 месяцев подскочила почти на 0,7% п. п., до 13,7% (от нее зависит стоимость ипотечных кредитов с плавающей ставкой). «Если инфляция превысит двузначные цифры и Банк России не поддержит рынок ликвидностью, ставки межбанковского рынка могут достичь уровня 2009 года в 20-30%», — прогнозирует директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев.
В сложившейся ситуации бессмысленно искать спекулянтов.
«Продажа валюты и покупка рублей — это валютный риск и заведомо убыточная операция», — объясняет Ярушевичюс. Продать дешевеющие рублевые активы хотели бы многие, но покупателей почти нет, и цены снижаются на относительно небольших объемах.
«Фамилии спекулянтов? Я думаю, это все российские экспортеры, которые сидят на валюте. Но можно ли их называть спекулянтами? В моем понимании, это рациональное поведение, попытка заработать, не потерять свои деньги в текущей ситуации», — попытался просветить валютных следопытов президент Сбербанка Герман Греф. По его словам, Сбербанк не спекулирует на валютном рынке. Аналогичное заявление делал глава ВТБ Андрей Костин.
В октябре экспортеры действительно придерживали выручку для выплат по внешнему долгу, считают аналитики Райффайзенбанка, изучившие данные банковской статистики по корпоративным счетам. Однако в ноябре глава ЦБ Эльвира Набиуллина обсудила эту проблему с крупнейшими компаниями и банками, после чего ситуация изменилась. 8 декабря Набиуллина встретилась с президентом «Лукойла» Вагитом Алекперовым, и тот заверил ее, что сейчас продает до 100% валютной выручки.
Итоговый доклад президенту борцы со спекулянтами подготовят к 25 декабря, и профилактическими беседами их действия не ограничиваются.
По словам источника в правительстве, уже составлен список банков, которые могут быть признаны виновными в росте курса валют.
Также собеседник Forbes в Белом доме признал, что выдавать банкам осенью столько рублевой ликвидности было ошибочным решением.
В банках, напротив, заявляют о том, что главная причина отклонения курса рубля от фундаментальных значений — это не их игра на валютном рынке, а результат запоздалых и неудачных действий ЦБ. «Курс доллара сейчас был бы ближе к 47 рублям, если бы ЦБ вовремя понял природу давления на валютном рынке, начавшегося еще в августе. Инструменты валютного рефинансирования надо было вводить раньше и расширять под них залоговое обеспечение, чтобы можно было закладывать портфель корпоративных кредитов», — говорит главный экономист «ВТБ Капитала» Владимир Колычев.
«Предложенные ЦБ инструменты валютного репо не пользуются у банков спросом. Доллары банкам нужны, но незаложенные госбумаги остались не у всех. Кроме того, закладывать по репо дешевеющие ОФЗ просто невыгодно», — соглашается Ярушевичюс.
В ЦБ на момент публикации материала ситуацию не комментировали.