В одной из структур «Альфа-групп» – инвесткомпании А1 – кадровые перестановки. Михаил Хабаров, возглавлявший компанию четыре года, покидает пост, сообщил Forbes источник, близкий к «Альфа-групп». Это решение не связано с какими-то принципиальными противоречиями, уточнил он. Хабаров подтвердил Forbes свой уход из компании.
Хабаров перешел в «Альфу» с поста гендиректора УК «Альянс РОСНО Управление Активами». В 2006 году он возглавил «Альфа-капитал». В конце 2010 года стал президентом инвесткомпании А1, оставшись в «Альфа-капитале» председателем совета директоров. Тогда же Хабаров вошел в наблюдательный совет «Альфа-групп». Хабаров уточнил, что уходя из А1, он покидает наблюдательный совет «Альфа-групп», а в совете директоров «Альфа-капитала» он остается как акционер – в этой компании у него доля около 10%.
«Я проработал в «Альфе» 8 лет, последние четыре года находясь в ежедневной коммуникации с акционерами. Этот этап завершен, есть новый проект, который мне интересен. Он связан с Россией и построением здесь компании — бизнес-лидера», – сказал Хабаров, отказавшись сообщить подробности. По его словам, о своей новой работе он объявит в I квартале 2015 года. Кто станет президентом А1, Хабаров не сказал.
А1 – ключевое инвестиционное подразделение «Альфы», следует из отчета консорциума. Компания специализируется на инвестиционных проектах двух типов: специальные ситуации (сложные экономические и корпоративные) и проекты роста. Именно из этой структуры (в 90-е годы она называлась «Альфа-эко») в разное время выделились компании, ставшие основой состояния владельцев «Альфы» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева: ТД «Перекресток» (ставший в дальнейшем сетью X5 Retail group), «Росводоканал», ТНК (в дальнейшем ТНК-ВР), «Вымпелком», «Альфа-банк». Также в 90-е годы «Альфа-эко» была одним из заметных участников корпоративных конфликтов за различные активы, в том числе нефтяную компанию «Сиданко», Коршуновский ГОК, «Тагмет» и другие.
В начале 2000-х компания сменила название на А1 и перешла в бизнес прямых инвестиций. К моменту прихода Хабарова А1 была «private equity fund, пересекавшийся с Alfa Capital Partners, с не до конца понятной стратегией», рассказывал топ-менеджер в интервью «Ведомостям» в 2012 году. А1 создала компанию по оформлению и реализации квот на выбросы парниковых газов «Альфа-карбон», лоукост-авиакомпанию «Авианова», продуктовую сеть в Белоруссии «Белмаркет», Объединенную золотую компанию, купила киносеть «Кронверк», доли в автодилере «Независимость» и IT-компании «Систематика».
Акционеры «Альфы» поставили Хабарову задачу вернуть А1 в бизнес специальных ситуаций. «В нашей стране, в наших обстоятельствах отлаженной корпоративной машины не существует. Постоянно идут какие-то корпоративные войны, конфликты; ущемление прав миноритариев, мажоритариев – это все бесконечно. Я считаю, что у нас большое пространство для деятельности» – так объяснял «Ведомостям» совладелец «Альфы» Михаил Фридман суть бизнеса А1.
При Хабарове А1 занялась возвратом активов ирландского госбанка IBRC – объектов недвижимости в Москве, Киеве и нескольких регионах России, которые были залогами по займам; выступила на стороне одного из акционеров в корпоративном конфликте за угольную компанию «Заречная» (одну из крупнейших на Кузбассе). Также А1 получила контроль над проектом многофункционального комплекса на Софийской набережной, а затем продала его правительству Москвы. Кроме того, А1 купила контрольный пакет киносети «Формула кино» и объединила его с «Кронверком», создав крупнейшую по количеству кинотеатров сеть (по количеству залов «Формула кино» вторая после «Синема парка»).