Незаметно для многих Россия столкнулась с новой проблемой из области демографии. Хотя численность населения стабилизировалась и даже несколько выросла в последние годы, численность экономически активного и трудоспособного населения перестала расти и начала постепенно снижаться. Это связано с так называемым демографическим «эхом войны». В результате громадных потерь на полях сражений поколение, родившееся в 1920-е годы, стало малочисленным в послевоенный период. Это привело к резкому снижению рождаемости в 1940-е годы и отозвалось более поздними волнами, с интервалом в 20–25 лет. В результате половозрастная пирамида, где нижние этажи занимают молодые поколения, а верхние — старшие поколения, в России имеет вид елочки: волны повышенной и пониженной рождаемости продолжают сменять друг друга даже спустя почти 70 лет после окончания войны.
Как раз в настоящее время из-за очередной демографической волны снижается количество вступающих в трудовую жизнь. Одновременно начинает массово выходить на пенсию многочисленное поколение, рожденное в 1950-е годы. Таким образом, количество рабочих рук (без учета трудовой миграции) сокращается, безработица снижается до исторически минимальных уровней, а конкуренция на рынке труда нарастает. По нашим грубым оценкам, стабилизация и некоторое снижение числа занятых в ближайшие годы будет стоить России потери примерно 1% роста ВВП по сравнению с 2000-ми годами. Негативное воздействие демографических факторов на рост российской экономики сохранится примерно до 2020 года, когда в трудоспособный возраст войдет многочисленное поколение рожденных в 2000-е годы.
Итак, демография стала играть против российской экономики. Что можно и нужно делать в такой ситуации? Не торопиться отправлять на пенсию старые, проверенные кадры. Конкуренция за компетентных и способных сотрудников будет нарастать. Поэтому удержание ключевых работников становится все более актуальным. Отрасли с высокой долей трудовых издержек будут в проигрыше. Отрасли и компании с низкими удельными трудовыми издержками или способные импортировать рабочую силу из-за рубежа окажутся в более выигрышном положении. Скорее всего, пострадавшими окажутся IT-сектор и машиностроение. В то же время розничная торговля может компенсировать снижение притока новых кадров за счет привлечения трудовых мигрантов.
Сокращение притока молодежи на рынок труда ведет к относительному снижению спроса на услуги высшего образования. При этом программы переподготовки кадров и повышения квалификации получат новый импульс к росту. «Молодежный» сегмент экономики (например, модные гаджеты, пиво) может остановить свой рост и даже начать сокращаться. В то же время увеличение численности населения пенсионного возраста повышает спрос на услуги здравоохранения, лекарственного и социального обеспечения. Именно эти услуги становятся более востребованными старшим поколением, достигающим пенсионного возраста.
Для того чтобы успешно ответить на возникший демографический вызов, компаниям разных секторов экономики уже сейчас необходимо инвестировать в новые технологии и оборудование, которые требуют меньше работников для своего обслуживания. Практически во всех секторах экономики Россия существенно отстает в производительности труда от стран ОЭСР, поэтому резервы повышения эффективности и производительности труда в России посредством импорта передовых технологий и методов эффективной организации процессов производства огромные.
Поэтому рост производительности труда в компаниях на базе инвестиций в современное оборудование и технологии при прочих равных условиях должен положительно рассматриваться инвесторами.
Более активная миграционная политика, безусловно, тоже может помочь справиться с демографическим вызовом. Смягчение миграционного и визового законодательства в отношении квалифицированных специалистов из стран СНГ, Восточной Европы, стран ОЭСР уже сейчас должно стоять на повестке дня.