Скрипка, изготовленная мастером, как и любой предмет искусства, может быть объектом инвестиций. И покупка скрипок, если судить по последним десятилетиям, стала беспроигрышной инвестиционной идеей. Рост стоимости скрипки работы Антонио Страдивари или Джузеппе Гварнери опережает рост стоимости золота и фондовых рынков. С 1960 по 2008 год цена скрипок Страдивари выросла на 26 000% (оценка сделана на основе результатов наиболее удачных скрипичных аукционов). За тот же период золото увеличилось в цене на 2500%, а индекс Dow Jones — на 1400%.
В 2009 году журнал Time опубликовал исследование экономиста Университета Бранделз Катерины Градди, показавшее, что скрипки стоимостью более $100 000 не падают в цене даже во время экономических кризисов. С 1850 по 2009 год цены на высококачественные инструменты росли в среднем на 3% в год в реальном выражении, то есть опережали инфляцию.
Редкие скрипки незаменимы, поэтому цены на них постоянно растут. Страдивари за свою жизнь создал 1100 струнных инструментов, из которых до наших дней дошло 512 скрипок, 13 альтов и 67 виолончелей. Еще одна причина роста цен — возможность сдать инструмент в аренду известному исполнителю. В среднем доходность аренды редкой скрипки составляет 3–5%. Рента, которую при этом накапливают владельцы, увеличивает спрос на скрипки мастера и не дает ценам упасть. Третья причина — появление новых покупателей с ростом благосостояния, например, в Азии. Так, в прошлом году тайваньский фонд Чи Мэй объявил о намерении потратить $500 млн в течение следующих двух лет на покупку редких скрипок.
Несмотря на устойчивый рост цен, считается, что раздуть «скрипочный» пузырь невозможно. По словам известного покупателя и продавца скрипок Луи Капорала, за 20 лет инвестирования он сделал много ошибок, вкладываясь в акции и недвижимость. Переоцененные активы фондового рынка обязательно упадут в цене, а вот даже переоцененная скрипка, по его оценке, оправдает вложения максимум за пять лет.
Скрипки покупают на аукционах домов Sotheby’s и Christie’s, за последние годы сильно продвинулся в продажах редких инструментов специализированный аукционный дом Tarisio. Активную роль играют дилеры, организующие частные продажи.
Основной рынок формируется из инструментов «новых мастеров» конца XIX — начала XX века, а также скрипок, сделанных современными итальянскими лютье и мастерами Германии, Англии и Франции. В зависимости от имени мастера, года производства и качества можно проследить три ценовые категории: от $20 000, $10 000–20 000 и $5000–10 000. Инструменты меньшей стоимости к категории редких не относятся и не представляют интереса с точки зрения инвестиций.
Вложение в скрипки, как и любые инвестиции, несет в себе некоторые риски. Во-первых, современные скрипки с годами могут подешеветь. Эта тенденция меняется лишь после смерти мастера. Во-вторых, с развитием технологий возрастает число подделок.
Застраховаться от подделки можно, если иметь дело с известными посредниками, обладающими отличной репутацией. Такими как Christopher Reuning, Peter Biddulph, Carriage House Violins Reuning & Son. Также для оценки подлинности скрипки можно обратиться к профессионалу, но и это не стопроцентная гарантия. Разного рода тесты, в которых участвовали музыковеды, эксперты и виртуозы, показали, что даже лучшие специалисты зачастую не могут отличить настоящие скрипки работы Страдивари или Гварнери от просто хорошей фабричной работы.
Какую скрипку стоит купить с точки зрения инвестиций? Выгоднее всего инструмент, цена которого уже сейчас составляет около $1 млн. Такой инструмент разумно держать 5–10 лет. Кроме того, скрипки стоимостью от $1 млн имеют пожизненную страховку от всего, включая механические повреждения. Известен случай, когда музыкант, поскользнувшись на ступеньках собственного дома, упал на футляр и разбил арендованную скрипку Страдивари в щепки. Страховая компания — это была General Electric Finance — полностью возместила владельцу убыток. Поэтому риск потери капитала при таких инвестициях практически сведен к нулю.