Пересадка органов ЦБ: в отставку отправлен банковский надзор
В понедельник, 3 октября, председатель Банка России Эльвира Набиуллина сообщила о самых серьезных перестановках в регуляторе с момента своего назначения. В отставку ушли два сотрудника надзорного блока — зампред Михаил Сухов, а также первый зампред Алексей Симановский. Первый покинет работу в Банке России, а второй останется в должности советника.
Как объясняет источник Forbes, близкий к ЦБ, отставка двух сотрудников Банка России стал возможна после смены руководства ФСБ. Работу Симановского и Сухова мог курировать один из самых влиятельных людей страны, бывший руководитель управления «К» СЭБ ФСБ генерал Виктор Воронин. В начале лета он был отправлен в отставку.
По одной из версий, эти люди были неким звеном между силовыми структурами и банками, говорит президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов. Источники Forbes сообщали в конце прошлой недели, что Сухов находится в отпуске, из которого на работу в ЦБ уже не вернется. Для Михаила Сухова присматривают работу замминистра в Минфине, говорит человек близкий к ЦБ. Оба зампреда курировали надзор за банками еще при бывшем председателе ЦБ Сергее Игнатьеве. В Банке России Сухов работает с начала 1990-х, а Симановский — с середины 1980-х.
На замену Сухову и Симановскому придет занимающий пост первого замглавы Банка России Дмитрий Тулин. Ранее он курировал в ЦБ вопросы денежно-кредитной политики (ДКП). Тулин также будет координировать и контролировать деятельность службы анализа рисков, возглавлять комитет банковского надзора и курировать деятельность двух замов Набиуллиной — Василия Поздышева и Владимира Сафронова, который также руководит главной инспекцией ЦБ. Уход Сухова и Симановского — это одновременно и усиление Набиуллиной, так как Позднышев — член ее команды, говорит человек близкий к ЦБ.
В своем пресс-релизе ЦБ сообщил, что Набиуллина будет непосредственно курировать вопросы денежно-кредитной политики. Руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка, президент ACI Russia Сергей Романчук говорит, что Тулин был не очень заметен на поприще денежно-кредитной политики, неохотно комментировал решения ЦБ. Ответственность за эту политику все равно приходилось брать Набиуллиной, что она делала с видимым удовольствием, как профессиональный макроэкономист. По мнению Романчука, надзор нуждается в реформах и изменения должны проводить новые люди, но знакомые с тематикой. «Тулин вполне подходит по первому впечатлению. Человек с опытом и без груза прошлых решений», – говорит Сергей Романчук.
«Я очень признательна Алексею Симановскому и Михаилу Сухову за огромную проделанную работу по совершенствованию регулирования и оздоровления банковского сектора, смягчению воздействия внешних шоков для российских банков», — отметила председатель Банка России. Набиуллина считает, что банковский надзор в России требует глубокой перестройки и обновления всей системы — передача больших полномочий от территориальных учреждений департаменту банковского надзора и значительном усилении ответственности за надзорные действия.
Но несмотря на позитивные оценки работы сотрудников надзора, вопросы к этому блоку Банка России возникли уже давно. В лишенных лицензии банках пропало 1,6 трлн рублей. Из наиболее резонансных историй это вывод активов из двух крупных банков Анатолием Мотылевым — первый раз из банка «Глобэкс», а второй раз из банка «Российский кредит» и др. «ЦБ прекрасно видел из ежедневной отчетности, как Мотылев выводил активы. Компании даже писали в ЦБ, но регулятор позволил Мотылеву все, что тот просил», – говорит один из финансистов. «Я считаю, что их уход [Сухова и Симановского - Forbes] связан с огромным количеством скандальных отзывов лицензий в последние несколько лет — Внешпромбанк, "Траст", Мособлбанк, СБ банк, Пробизнесбанк, "Транспортный", и группа «Антала», - говорит человек, близкий к ЦБ.
Вопросы к надзорному блоку есть, подтверждает Алексей Мамонтов. «Нота-банк, Внешпромбанк, Пробизнесбанк, я уж не говорю о банках г-на Мотылева», - перечисляет банки с отозванными лицензиями Мамонтов. По его мнению, в банковской системе в последнее время был провал с надзором, за последние два года около 1,2 трлн рублей выплачено вкладчикам и 1,6 трлн рублей — безвозвратные потери, которые понесли клиенты банков – в том числе бюджетные организации. Мамонтов считает, что решение принято не одной Набиуллиной, а может, и вообще не ею. «Симановский входил в совет директоров ЦБ, а такие кандидатуры – это вопрос, относимый к власти высшего уровня», – считает Алексей Мамонтов.