Среди держателей долга Внешпромбанка есть клиенты Сбербанка, ВТБ24 и БКС
В четверг, 15 сентября, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сообщило, что выплаты вкладчикам Внешпромбанка на 1 сентября 2016 года произведены в сумме 7,5 млрд рублей. «Конкурсным управляющим с 18 июля по 31 октября 2016 года проводятся расчеты с кредиторами первой очереди, чьи требования включены в реестр требований кредиторов банка, в размере 10,86% суммы установленных требований», — отмечается в документе.
Конкурсный управляющий в судебном порядке проводит работу по взысканию ссудной задолженности. По состоянию на 1 сентября в суды подано 246 исков на общую сумму 57,6 млрд рублей. Затраты на проведение мероприятий по конкурсному управлению составили 566 млн рублей. Но если у вкладчиков есть шанс получить часть от своих депозитов, то держателям облигаций придется гораздо сложнее — они в третьей очереди кредиторов.
Forbes удалось выяснить, кто входит в число крупных держаталей — это клиенты private banking Сбербанка и ВТБ24, крупного брокера БКС, а также ряд негосударственных пенсионных фондов (см. список). В Сбербанке и ВТБ24 отказались от комментариев. По словам источника, президент ВТБ24 Михаил Задорнов знал акционера и руководителя Внешпромбанка Ларису Маркус. Источник в одном из инвестбанков, говорит, что сотрудники ВТБ24 могли рекомендовать своим клиентам участвовать в размещении облигаций банка. В ВТБ24 признают, что они знакомы, но сообщили, что вопросы личного характера комментировать не будут.
Зампредправления группы БКС по розничному бизнесу Станислав Новиков подтвердил Forbes, что среди их киентов есть владельцы еврооблигаций Внешпромбанка, но объемы не называет. «Хочу подчеркнуть, что ни у одной из компаний группы нет собственной позиции в этих бумагах», – ранее заявлял Forbes Новиков.
В НПФ «Будущее» и «Транснефть» не предоставили комментарий. Ранее член совета директоров О1 Group Дмитрий Минц говорил «Ведомостям», что фонды группы О1 инвестировали в облигации Внешпромбанка 7 млрд рублей средств пенсионных накоплений. Он пояснял, что эти облигации «удовлетворяли требованиям к активам для пенсионным накоплений, установленным Банком России». В группу входили НПФ «Стальфонд», «Будущее» и «Образование».
Внешпромбанк был признан банкротом 11 марта. По данным Центробанка, на момент отзыва лицензии активы банка составляли 40,43 млрд рублей, обязательства — 250 млрд 545,5 млн. Отрицательная разница между активами и обязательствами Внешпромбанка превысила 210 млрд рублей. В Внешпромбанке были размещены десятки миллиардов рублей «Роснефти», «Роснефтегаза», «Транснефти», Олимпийского комитета России, МИД, структур «Газпрома», Минобороны, Православной церкви и Новороссийского морского торгового порта. Почти 30 млрд рублей хранили в банке VIP-вкладчики. Среди клиентов были родственники высокопоставленных госслужащих: жена вице-премьера правительства Дмитрия Козака Наталья Квачева, родственники главы Минобороны Сергея Шойгу, зять главы «Транснефти» Николая Токарева Андрей Болотов, родственники члена совета директоров «Транснефти» Артура Чилингарова и др.
Читать также: Прожить на пенсию. Как в России устроен рынок НПФ>>