Ставки по банковским депозитам упали ниже 10%, и все более привлекательными для частных инвесторов становятся облигации. «Есть повышенный спрос на инструменты с фиксированной доходностью. Разница в ставках депозита и купона по двухлетним бондам одного и того же банка может составлять 2–3 процентных пункта», — говорит партнер ИК «Атон» Григорий Седов. В 2015 году ПИФ «Фонд еврооблигаций» под управлением Евгения Смирнова из УК «Атон Менеджмент» показал максимальную на рынке доходность — 70% в рублях и 30% в долларах. Успехи компании «Септем Капитал» более скромные, но и здесь самые консервативные клиенты смогли заработать на корпоративных облигациях минимум 20% годовых, а индивидуальные стратегии для квалифицированных инвесторов с приобретением евробондов принесли 60% годовых. «Отличная прибыль для нас и наших клиентов! Это история, которая бывает раз в 10 лет», — восклицает сооснователь «Септем Капитал» Денис Зибарев, 20 лет торговавший облигациями в ведущих банках страны.
Однако воспользоваться всеми преимуществами облигаций необученному инвестору сложно. Значительная часть облигационного рынка внебиржевая — сделки совершаются крупными лотами, от нескольких десятков миллионов рублей. О сделках профессиональные участники договариваются, общаясь по телефону, в чатах, через Bloomberg, получают специальные рассылки на электронную почту и совершают сделки по лучшим ценам. Частный инвестор может прочитать аналитику с рекомендациями купить облигацию с двузначной доходностью, но, открыв торговый терминал, он не увидит в продаже этих бумаг.
«Септем Капитал» решил исправить ситуацию и запускает мобильное приложение Yango для работы со сбережениями частных лиц. Через него инвесторы смогут купить без комиссии только один финансовый инструмент — облигации. «У рынка облигаций появились новые технологии и инвестиционные счета с налоговыми льготами, которые взорвут индустрию», — считает сооснователь компании Денис Кучкин. Количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), по которым предусмотрен налоговый вычет, быстро растет — их уже 130 000. Сбербанк и здесь на первом месте, на него приходится 28% таких счетов. Половину из них открывают новые клиенты, у брокерских компаний таких клиентов не более 20%. При этом в Сбербанке отмечают, что через ИИС в бонды инвестируют больше активов.
Недавно Минфин объявил, что с 2017 года максимальная сумма взноса в первый год инвестирования повысится с 400 000 рублей до 1 млн рублей. С 2016 года у инвесторов появилась возможность дистанционного открытия брокерского счета, эту услугу предлагают уже 12 банков и брокерских компаний. «После появления возможности дистанционного открытия счета к нам пришли те, кто раньше не доходил до инвестиционных компаний», — говорит заместитель гендиректора «Открытие Брокер» Владимир Крекотень. Он оценивает общий объем инвестиций частных инвесторов в облигации в 40-50 млрд рублей, половина — инвестиции в рамках доверительного управления, и примерно по четверти приходится на облигационные ПИФы и прямые покупки облигаций через брокера.
«Септем Капитал» со своим приложением Yango рассчитывает воспользоваться преимуществом первопроходца. «Самое главное в дистанционных продажах — это правильная бизнес-модель на старте. Посмотрите на Олега Тинькова, — рассуждает Кучкин, — при запуске над его банком без офисов все смеялись, но сейчас он занимает хорошую долю рынка». В крупнейших экономиках мира, напоминает он, развитие системы льготных инвестиционных счетов вывело на фондовый рынок десятки миллионов людей, и в России должно произойти нечто подобное.
Кучкин всегда работал с большими деньгами — отвечал за казначейство в Новикомбанке, потом в Углеметбанке, который впоследствии и возглавил. По опросу агентства Cbonds, участники рынка признали сделку с его участием по первичному размещению облигаций «Мечела» лучшей в 2011 году. Но при этом ему не давал покоя вопрос: почему физлица почти не инвестируют в облигации? В 2012 году он решил на этом заработать. Его поддержали давние друзья и знакомые из финской инвесткомпании Septem Partners Денис Козлов и Андрей Арофикин, имеющий опыт работы в ЕБРР, Сбербанке и Merrill Lynch. Вскоре к ним присоединились несколько финансистов, включая Зибарева из Промсвязьбанка. В капитал компании партнеры вложили 60 млн рублей и привлекли в доверительное управление несколько миллиардов рублей.
Партнеры планировали, что в апреле 2014-го соучредителем станет также финская компания, но после начала санкционной войны переговоры оказались заморожены. В 2015 году проект поддержали новые партнеры. Выходцы из SAP, основатели «Сапран Групп» Владимир Комов и Руслан Зарипов взяли на себя создание онлайн-платформы и мобильного приложения. Ставка на вкладчиков, а не традиционных клиентов брокерских компаний — одна из «фишек» «Септем Капитал». Свой облигационный продукт они продвигают как сбережения, а не инвестиции. Целевая аудитория — так называемые миллениалы, мобильные молодые люди от 27 до 40 лет с высоким доходом, предпочитающие самостоятельно принимать решения, а не перекладывать их на финансовых управляющих.
Приложение Yango создано, чтобы купить бонды было проще и удобнее, чем открыть вклад, подчеркивают его создатели. Облигации, рекомендуемые к покупке «Септем Капитал», легко продать и вывести деньги со счета — в этом случае инвестор потеряет возможность получить налоговые льготы, но его доход, скорее всего, все равно будет выше, чем по вкладу. Ряд традиционных опций брокеров и торговых платформ просто не предусмотрены (маржинальная торговля, сделки репо, биржевой «стакан», аналитика с показателями типа Debt/EBITDA). «Как только делаем шаг в сторону от простого продукта, похожего на вклад, сразу отсекаем много людей, которые не хотят заморачиваться. Поэтому только облигации, только хардкор», — говорит партнер компании Игорь Лаухин.
Во что можно вложиться? В топе «Септем Капитал» облигации только высоконадежных с точки зрения кредитного риска корпоративных эмитентов, доход по выпускам с учетом налогового вычета составит от 13,5% до 16,5% годовых (облигации «Транснефти», «Полюс Золота», «Первого контейнерного терминала», «Первой грузовой компании» и др.).
Пока через приложение нельзя купить еврооблигации, но они появятся позже. Принципиально в приложении Yango отсутствует только один класс облигаций — банковские, исключение — Сбербанк. «На смену банкам приходят другие финансовые институты, через которые можно и нужно кредитовать реальный сектор», — считает Кучкин. «Септем Капитал» не будет брать комиссию с пользователей Yango, компания планирует зарабатывать в первую очередь на эмитентах — на агентских услугах по сбору и исполнению заявок в рамках оферт и первичных размещениях среди розничных инвесторов. Первое такое размещение партнеры рассчитывают провести уже в 2017 году