По льготному счету: как правильно воспользоваться налоговыми нововведениями
Российские долгосрочные инвесторы с января 2014 года имеют право на налоговые льготы, а биржевые спекулянты получат их через год — с января 2015 года. В конце декабря 2013 года Госдума приняла поправки к Налоговому кодексу, позволяющие сэкономить на подоходном налоге одним из двух способов. Какой способ выбрать?
Трехлетний срок
С января 2014 года долгосрочные инвесторы, купившие ценные бумаги не для активной торговли, а для продажи через длительное время, получили налоговую льготу. Если такие инвесторы владели бумагами больше трех лет, они освобождаются от уплаты подоходного налога. Максимальный размер налогового вычета составит 3 млн рублей в год, говорит один из разработчиков законопроекта, предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. Эта сумма не подпадет под налогообложение; таким образом, за три года от государства можно получить назад подоходный налог (13%) с 9 млн рублей, или 1,17 млн рублей.
До 2007 года инвесторы имели право на налоговый вычет при продаже акций, если владели ими более трех лет и не имели документов, подтверждающих их покупку. Кроме того, от налога освобождались инвесторы, владевшие бумагами меньше года и заработавшие на них не более 125 000 рублей. Эти льготы, отмененные с 1 января 2007 года, вводились, чтобы освободить от налогов людей, получивших акции во время приватизации. Одновременно от налогов освобождалась продажа недвижимости и дачных участков. Сейчас продажа недвижимости и дачных участков, которые находятся в собственности более трех лет, по-прежнему не облагается налогом, а ценные бумаги до принятия поправок в декабре 2013 года под налогообложение подпадали. Одна из причин смягчения налогового законодательства — желание властей вернуть деньги из офшоров, о чем неоднократно говорил Владимир Путин.
Офшорные компании не платят налог на прибыль, но создание такой компании обойдется в $3000–10 000, обслуживание — еще не менее $1000 в год. По оценке эксперта департамента персонального финансового планирования «БКС Премьер» Антона Шабанова, офшорами пользуются инвесторы, оперирующие суммами от 100 млн рублей, а для них российская льгота слишком мала и никак не может стать альтернативой офшорным сделкам. Кроме того, через офшоры средства инвестируются в инструменты и стратегии, недоступные на российском рынке, например хедж-фонды. «Инвесторы переходят в зарубежные юрисдикции, потому что они позволяют создавать более сложные и интересные с точки зрения доходности продукты», — считает управляющий партнер Europe Finance Евгения Случак. Она приводит в качестве примера покупку евробондов с плечом, для хеджирования этого инструмента используется CDS на Россию, купить который в российской юрисдикции можно только теоретически.
Тем не менее эта льгота, по мнению Шабанова, заинтересует консервативных инвесторов, вкладывающих деньги в облигации, которые благодаря налоговой льготе сравняются по доходности с банковским депозитом. «Облигационные фонды показывают доходности, близкие к депозитным, освобождение от уплаты 13% подоходного налога повысит их доходность для инвесторов примерно на два процентных пункта», — оценивает гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева.
По оценке Кривошеевой, увеличение доходности облигационных фондов за счет налоговых льгот может заинтересовать примерно 1% владельцев крупных депозитов (от 1 млн рублей). По данным Агентства по страхованию вкладов за первое полугодие 2013 года (более свежих данных нет), доля вкладов более 1 млн рублей составляет 41%, или 6,3 трлн рублей. Таким образом, фондовый рынок может получить дополнительно 60 млрд рублей от консервативных инвесторов. Или, по подсчетам Кривошеевой, 150 000 новых инвесторов. Сегодня в российские акции и облигации вкладывают деньги примерно 1 млн человек, еще столько же держат их в паевых фондах.
Открыл счет — получил 13%
Частные инвесторы, активно торгующие на рынке, с 2015 года смогут открыть специальный инвестиционный счет, по сути, это обычный брокерский счет, но с налоговыми льготами. Закон предусматривает два вида инвестиционных счетов. Первый счет можно открывать раз в год и положить на него не больше 400 000 рублей, но как только деньги внесены, инвестор сразу же может получить право на налоговый вычет в 13%, или 52 000 рублей. Закрыть счет можно не раньше чем через три года. Вычет полагается каждый год, таким образом за три года, если каждый год вносить по 400 000 рублей, набежит 156 000 рублей. После закрытия счета нужно будет заплатить 13%-ный налог на доходы. Второй вид счета не предполагает налогового вычета, но через три года весь полученный на этом счете доход освобождается от налога на доходы физлиц.
Какой из этих счетов выгоднее? По просьбе Forbes НАУФОР рассчитал ретроспективную доходность таких счетов с 1996 по 2012 год, используя значения индекса РТС. При расчетах специалисты НАУФОР предположили, что инвестор вносит на счет по 400 000 рублей каждый год с 1997-го и либо ежегодно получает налоговый вычет и платит в конце срока 13%, либо не получает вычета, но и не платит налогов. Результат их расчетов показан на графике.
Получилось, что вложенные в фондовый рынок — а именно в индекс РТС — 6,8 млн рублей (именно таков будет объем первоначальных инвестиций, если ежегодно вносить на счет по 400 000 рублей) без каких-либо налоговых льгот принесли бы инвестору доход в 28,8 млн рублей. Если бы инвестор получал налоговый вычет на сумму ежегодного взноса, его доход за тот же период составил бы уже 33,4 млн рублей. А если бы он выбрал второй вариант и не платил налог с итогового дохода, его инвестиции принесли бы 36,3 млн рублей. В расчетах не учтены расходы на оплату брокерской комиссии и вознаграждение управляющему.
Из расчетов НАУФОР следует, что налоговый режим с освобождением от налога на доход выгоднее режима с вычетом из суммы взноса, но это не всегда верно. Forbes построил модель для сравнения двух видов налоговых льгот в зависимости от доходности инвестиций. Мы предположили, что в течение 10 лет инвестор ежегодно пополняет счет на 400 000 рублей, и в первом случае он сразу же забирает 52 000 рублей и платит подоходный налог в конце срока, во втором случае не забирает по 52 000 рублей каждый год, но и подоходный налог не платит. При доходности 12% годовых через 10 лет доход с условием ежегодных выплат 52 000 рублей и уплаты налога в конце срока составит 3,862 млн рублей, альтернативный безналоговый вариант более выгоден, он принесет доход 3,880 млн рублей. Но уже при доходности 13% годовых картина меняется на противоположную — безналоговый вариант становится менее выгоден — 4,283 млн рублей против 4,326 млн рублей при ежегодных выплатах 52 000 рублей и уплате налога в конце срока.
Государственный резон
Управляющие и брокеры предполагают, что налоговые льготы помогут привлечь инвесторов на фондовый рынок. По словам генерального директора ИК «Атон» Андрея Звездочкина, ожидаемые снижение ставок по банковским депозитам, введение единого налога на недвижимость в 2015 году приведут к перераспределению ресурсов населения в пользу фондового рынка. Кривошеева ожидает, что эта льгота может повлиять на рынок так же сильно, как и механизм страхования вкладов и софинансирования пенсионных накоплений. «Потенциал рынка частных инвестиций через эти счета мы оцениваем по крайней мере как 10% от рынка крупных депозитов, а это сейчас 1,4 млн вкладчиков», — говорит Кривошеева. Тимофеев надеется, что счета будут интересны людям, имеющим депозиты, превышающие застрахованную сумму в 700 000 рублей. «Эти деньги не защищены страховкой АСВ, как не защищены и от неудачного инвестирования на фондовом рынке, однако в случае использования инвестиционных счетов прибыль от налогового вычета гарантирована», — говорит он. Несмотря на отсутствие страховой защиты, доля крупных депозитов растет с 2009 года, в то время как доля вкладов меньше 700 000 рублей снижается.
Управляющий партнер Spectrum Partners Андрей Лифшиц настроен не так оптимистично: «Сложно поверить, что налоговый вычет от такой маленькой суммы — 400 000 рублей в год — со всеми хлопотами, связанными с взаимоотношениями с налоговой службой, сделает привлекательной покупку акций российских эмитентов». Он считает, что инвестиционными счетами могут воспользоваться частные инвесторы, давно торгующие на рынке, но новых таким способом вряд ли удастся привлечь. «Новые длинные деньги на рынок не поступят, а Минфин может не досчитаться налогов», — говорит Лифшиц.
Инвестиционные счета — калька с зарубежных аналогов. В России они задумывались как аналог американских индивидуальных пенсионных счетов, взносы на которые освобождаются от подоходного налога. Получить накопленные на таких счетах деньги можно при выходе на пенсию. С 1992 по 2012 год американцы, благодаря этим отчислениям, накопили $2,5 трлн. Когда разработчики российского законопроекта узнали, что Минфин уже разрабатывает аналог американских пенсионных счетов, они трансформировали свою идею в инвестиционные счета, не привязанные к пенсионному возрасту, рассказывает Тимофеев.
Инвестиционные счета есть, например, в Великобритании. Размер находящихся на них средств оценивается в £443 млрд. Однако почти 80% этих денег приходится на депозитные счета (банки предлагают процентные ставки до 2,25% годовых на три года), а не счета для сделок с ценными бумагами. На них можно класть не больше £11 500 в год. В 2013 году такие счета открыли 14,5 млн человек. В основном инвестиционные счета заводят люди с доходом £10 000–20 000. Государство, по оценкам, теряет на налоговых льготах примерно £2 млрд в год.