Почему госкомпании выступят против правительства и не будут платить высокие дивиденды
Правительство требует от госкомпаний повысить выплаты дивидендов, чтобы заткнуть дыру в бюджете. Казалось бы, владельцы акций «Газпрома» или «Роснефти» должны быть довольны, но радоваться рано. До сих пор госменеджерам удавалось обыгрывать чиновников в аппаратных играх. Почему в этот раз они должны отступить, тем более что выгода для бюджета от этого решения неочевидна?
Сейчас госкомпании рассчитывают дивиденды исходя из прибыли по российским стандартам. Но правительство давно предлагает использовать в качестве базы для расчетов прибыль по МСФО, размер которой, как правило, выше. В последнее время давление со стороны чиновников заметно возросло — выплаты от госкомпаний должны помочь бюджету свести концы с концами. Если раньше Минфин настаивал на выплатах в размере 25% от прибыли по МСФО, то теперь предлагает брать целых 35% уже по итогам 2015 года. Соответствующие цифры уже внесены в проект бюджета на 2014-2016 год, одобренный правительством на прошлой неделе.
По расчетам Merrill Lynch, дополнительные доходы бюджета от дивидендов могут составить 150-200 млрд рублей, или 2% от общего размера бюджета, и полностью покроют его дефицит. Большую часть дополнительных доходов — свыше 70 млрд рублей — обеспечит «Газпром», другой крупнейший потенциальный плательщик дивидендов — «Роснефть».
Эти новости обрадовали инвесторов в российские акции, вызвав ралли в акциях госкомпаний, ведь в случае, если планы правительства будут реализованы, их дивидендная доходность резко возрастет. В зависимости от цен на нефть и доли прибыли по МСФО, направляемой акционерам (25-35%), доходность бумаг «Газпрома» могла бы составить 7-11%, «Роснефти» — 3,5-5%, «Транснефти» — 8-12%, ВТБ — 4-8%, считают аналитики Merrill Lynch.
Однако на поверку картина может оказаться не столь радужной. За деньгами правительству придется идти к менеджерам госкомпаний, чье лобби до сих пор было гораздо сильнее. Последние, похоже, не рвутся делиться с казной. Так, глава Сбербанка Герман Греф уже успел заявить, что его банк не сможет выплачивать 35% от прибыли, иначе ему придется привлекать дополнительный капитал. Главные «дойные коровы» — «Газпром» и «Роснефть» — пока молчат. Однако нетрудно вспомнить, к примеру, как правительство совсем недавно публично выступало против покупки активов госкомпаниями. Закончилась эта дискуссия тем, что «Роснефть» купила ТНК-BP, совершив одну из крупнейших в нефтяной индустрии сделок на сумму $60 млрд.
Гораздо важнее, что бюджет не получит большей части тех средств, с которыми придется расстаться госкомпаниям. В «Газпроме», чей вклад должен стать самым большим, половину денег придется отдать миноритарным акционерам, так как государство контролирует всего 51% акций. Решив забрать те же деньги в виде налогов, государство могло бы оставить все себе. В Сбербанке и «Роснефти» дивиденды получат владельцы госпакетов — соответственно ЦБ и «Роснефтегаз». Последний фактически контролируется главой «Роснефти», у которого, судя по публикациям в СМИ, обширные планы по покупкам в самых различных областях — от нефти до энергетики.
Рост дивидендных выплат имел бы смысл, будь у правительства внятная программа приватизации активов. Расчет простой: сейчас мы делимся с миноритариями частью прибыли, однако через несколько лет «Газпром» и «Роснефть» стоят в четыре раза дороже, и мы продаем часть госпакета, выигрывая гораздо больше, чем от сэкономленных дивидендов. Однако, пока создается ощущение, что приватизация госкомпаниям в ближайшем будущем не грозит, ведь государство явно не готово расставаться с контролем над «Газпромом», а в «Роснефти» менеджмент говорит про дальнейшую консолидацию нефтяного сектора.
Не поймите меня неправильно: как представитель сообщества инвесторов я, конечно же, выступаю за повышение привлекательности российских компаний, в том числе и путем повышения дивидендных выплат. Однако рынку лучше трезво оценивать перспективы того или иного решения правительства, тем более до 2015 года еще немало времени. Похоже, я в своем мнении не одинока: по сообщению агентства Bloomberg, одна из крупнейших управляющих компаний в России — ТКБ BNP Paribas — недавно сократила свою долю в «Газпроме» и переложила эти деньги в «Магнит», так как не верит, что газовая монополия в ближайшее время существенно увеличит дивидендные выплаты.