Пятого августа правительство Швейцарии, не входящей в Евросоюз, расширило российско-украинский санкционный список, включив в него еще 26 физлиц и 18 организаций. До санкций деньги россиян лились в швейцарские банки. По данным Банка России, за первый квартал 2014 года физлица вывели $11,2 млрд из России, что почти на 70% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Четверть этих денег пришлась на Швейцарию — в три раза больше, чем в первом квартале 2013 года.
Но столь популярные среди состоятельных россиян швейцарские банки могут потерять клиентов из-за санкций, связанных с ситуацией на Украине.
Бегство из Европы
Швейцарские банки, особенно глобальные, у которых есть филиалы в США, стали более требовательны к проверке клиентов. Некоторым россиянам уже поступили звонки с просьбой закрыть счета. «Банк попросил клиента закрыть счет из-за того, что в прошлом он был связан с одним из участников санкционного списка США», — рассказал Forbes один из банкиров. Доводы клиента, что он уже больше пяти лет не вел дела с «друзьями Путина», швейцарский банк не убедили.
Свои счета в Европе закрывают в превентивном порядке и сотрудники госкомпаний. По словам источника Forbes в «Газпроме», счета в Швейцарии закрыл топ-менеджер одной из «дочек» компании. Самого «Газпрома» и его «дочек» в санкционном списке нет, но туда попал Газпромбанк, через который проходят расчеты газового гиганта и где госкомпания владеет долей в 35,5%.
Петр Панов из Trioctoni Group отмечает, что бизнесмены, никак не связанные с санкциями, тоже начали уходить из Европы.
«Тут сыграл психологический фактор. Многие думают, что если сегодня это только компании, связанные с Путиным, то завтра это может коснуться всех», — говорит финансист.
Куда пойдут деньги российской элиты?
Восточный экспресс
Одно из очевидных направлений — Сингапур, давно ставший финансовым центром. По прогнозам PwC, по объему активов под управлением Сингапур может догнать Швейцарию уже в 2015 году.
Именно в Сингапур хочет перевести свои средства топ-менеджер «дочки» «Газпрома», закрывший счета в Швейцарии. Выводить деньги в Сингапур советуют и сами швейцарские банкиры. «Если у вас есть хоть малейший шанс попасть под санкции или есть связь с компаниями или лицами из санкционного списка, мы сразу переведем ваши деньги в дочернюю структуру в Сингапуре», — рассказывает юрист, близкий к одному из швейцарских банков.
Петр Панов и Павел Семенюта с 2009 года управляют инвестиционной компанией Trioctoni Group в Сингапуре. По словам Панова, с весны 2014 года, как только начались события на Украине, объем привлекаемых под управление средств россиян увеличился втрое. Общую сумму средств партнеры не раскрывают, однако, по словам Панова, счет идет «на сотни миллионов долларов». «Это радикальный переток. Такого роста не было никогда», — говорит собеседник Forbes.
Банковская система Сингапура не подчиняется системе по контролю над «политическими» клиентами, как в Европе, говорит Панов. «В Европе, если доходы клиента ставятся под сомнение, его счета автоматически блокируются, — объясняет он. — В Азии надо еще доказать, что именно это конкретное лицо проводило нечистые сделки. Проверка счетов тоже довольна гуманна».
Однако нужно обращать внимание на выбор банка. «Азиатские «дочки» европейских банков, как правило, пользуются теми же правилами и процедурами, которые применяет их основной европейский офис, — говорит старший партнер компании «Третий Рим» Алексей Станкевич. — Если искать более лояльные и гибкие в вопросах проверки клиентов банки в Азии, нужно быть готовым к тому, что надежность такого банка будет ниже».
Кроме Сингапура, счета россиянам активно открывают в ОАЭ. «Но арабские банки имеют целый ряд специфических моментов. Например, с международными клиентами работают только крупнейшие из них и они не обеспечивают гибкость в работе, как банки Кипра и Прибалтики», — отмечает Кленов.
Возвращение капитала
Российские банки и управляющие еще в прошлом году отметили возврат средств чиновников в Россию, после того как в мае 2013 года им запретили иметь счета за границей. Первый вице-премьер Игорь Шувалов перевел все активы на российское юридическое лицо. Его семья является одной из богатейших среди чиновников (№ 10 в списке богатейших чиновников Forbes за 2014 год) c доходом 478 млн рублей.
Но финансисты отмечают, что помимо задекларированных и уже вернувшихся в Россию средств, в офшорах и европейских банках остались счета чиновников. «Легально иметь счета за рубежом не запрещено членам семьи, у многих чиновников могут быть совершеннолетние дети — граждане европейских стран и даже США, ведь постоянно проживающие за границей по новому закону не обязаны декларировать свое второе гражданство или вид на жительство», — говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Этим счетам вряд ли что-то угрожает, но вопросы возникнуть могут.
«Многие европейские банки отказались работать с клиентами, связанными с политикой (politically exposed persons), даже если их успешное прошлое в бизнесе позволяет полностью подтвердить происхождение денежных средств», — отмечает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.
Помимо легальных счетов на родственников, чиновники могут оставаться владельцами компаний в офшорных юрисдикциях с номинальными владельцами. «Создание офшорных компаний может включать в себя услугу по предоставлению директора и/или акционера компании, — говорит руководитель отдела по работе с клиентами Andersen-BS Антон Свириденко. — Но у реального владельца остается доступ к счетам и прочим операциям».
По мнению Александра Захарова, западные санкции могут загнать такие капиталы сомнительного происхождения обратно в Россию. «Скорее всего, они вернутся в форме иностранных инвестиций из стран Азии, Ближнего Востока и, конечно, с Кипра и из Швейцарии», — отмечает эксперт. Возможностей несколько — например, купить у самого себя недвижимость либо акции на внебиржевом рынке через брокера.
Один из легальных способов избежать пристального внимания, которым могут воспользоваться чиновники, - сберегательные сертификаты банков на предъявителя. Это аналог депозита, который дает больший процент, поскольку не застрахован в Агентстве по страхованию вкладов. Внести деньги за сертификат может один человек, а получить – другой (любой, кто обладает сертификатом в данный момент). По данным ЦБ, на первый квартал 2014 года банки выпустили сберегательных сертификатов как именных, так и на предъявителя, на 350 млрд рублей, что на 50% больше, чем в первом квартале 2013 года.
Денежный поток
«Как бы мы управляли активами в Советском Союзе?» — задал вопрос на годовом собрании владелец частной управляющей компании. «Управляли бы деньгами номенклатуры», — ответили коллеги.
Деньги чиновников и сотрудников госкорпораций из Европы, по мнению участников рынка, осядут прежде всего в банках, связанных с государством, — Газпромбанке, Сбербанке и ВТБ. Обычно принцип выбора компании для управления состоянием прост — есть ли в руководстве знакомые, которым можно доверять, говорит глава private banking российского банка. «Топ-менеджеры Сбербанка лично приводят чиновников на доверительное управление», — говорит источник, близкий к компании. Все три банка отказались обсуждать тему управления средствами госслужащих.
Управление состоянием высокопоставленных госслужащих отличается от работы с частными клиентами. Даже сотрудники госбанков сталкиваются со сложностями: «Общение с клиентом идет через многочисленных помощников, требует большей оперативности, они торгуются за комиссии и депозитные ставки». «Главная цель работы с чиновниками — сохранить капитал, поэтому у стратегий минимальный риск. Они с трудом соглашаются на еврооблигации госбанков и госкомпаний, — рассказывает один из банкиров. — В основном их интересуют депозиты и быстрая конвертация валют».
«Управление деньгами госслужащих, как и другие клиентские сегменты, имеет свои ограничения, что делает этот сегмент не столь привлекательным для нас», — говорит глава «Доверительной инвестиционной компании» Олег Мазуров.
«Чиновники и сотрудники госкомпаний похожи — они терпеть не могут терять деньги, привыкли только зарабатывать. Вы представить себе не можете, какой мат стоял от «газпромовских генералов», когда в 2008 году рынок упал», — рассказывает один из банкиров.
Однако, несмотря на сложности, желающих поработать с бегущими из Европы деньгами чиновников много и среди частных управляющих компаний. Два источника на рынке упоминают в качестве примера управляющую компанию «Уралсиб». В самом «Уралсибе» на запрос Forbes не ответили.
О каких суммах может идти речь? Представление об этом можно составить по одному из обсуждаемых на рынке слухов — якобы офшор одного регионального чиновника почти полностью выкупил долговой выпуск его региона.