Остров сокровищ
Богатые люди планеты все чаще открывают себе счета в Сингапуре. Неужели Швейцария им разонравилась?
В городе нестерпимая жара и почти стопроцентная влажность, среди огромных небоскребов с офисами банков и финансовых компаний чувствуешь себя, как в тесном предбаннике, выхода из которого нет. Тем временем в европейского вида кафе прохлада, индийская женщина исполняет джазовую композицию под аккомпанемент китаянки и малайца, а за столиками ей аплодируют, потягивая из бокалов сок, девушки-мусульманки в традиционных платках и бизнесмены в рубашках с коротким рукавом и при галстуках. Это типичная картина для многонационального Сингапура, маленького (всего 685 кв. км) островного государства в южной оконечности полуострова Малакка, протянувшегося от Таиланда к Индонезии.
В Юго-Восточной Азии роли стран давно расписаны. Китай — гигантский производственный цех, Гонконг — финансовая площадка и морские ворота Китая, Таиланд — территория туризма. В Сингапуре тоже есть мощный транспортный узел, но эта страна выбрала для себя еще одну выигрышную роль: всего за несколько лет здесь создан новый мировой центр банковского обслуживания частных клиентов. Швейцария, которая весь прошлый век служила прибежищем для денег богатейших людей планеты, получила в лице Сингапура мощного конкурента.
Строго говоря, Сингапур уже наступает альпийской конфедерации на пятки. Объем средств в частных банках здесь увеличивается в последнее время в среднем на 20% в год — это примерно в 10 раз быстрее, чем рост активов под управлением швейцарских банков. «Если обслуживание частных клиентов будет развиваться нынешними темпами, Сингапур догонит Швейцарию примерно через 10 лет», — рассказывает Марко Барделли, глава сингапурского представительства швейцарского частного банка Banque de Depot et de Gestion.
Есть и более убедительные прогнозы. IBM Consulting Services провела в 2005 году опрос среди представителей индустрии private banking в Европе. Большинство банкиров уверены: уже через два года Сингапур станет главной точкой роста офшорных банковских операций в мире, потеснив с пьедестала нынешнего лидера, Швейцарию. Заметим, что на кону гигантские ставки. Сейчас в мире на личных счетах находится средств на $85 трлн, из них больше $6 трлн лежит в офшорных (то есть находящихся за пределами страны проживания клиента) банках наподобие сингапурских, швейцарских или лихтенштейнских. По оценкам, объем денег в таких банках будет расти в ближайшее время на 4% в год.
Вы спросите, какое отношение это имеет к России? Самое прямое: наши бизнесмены все внимательнее присматриваются к Юго-Восточной Азии.
Вот недавняя новость из сингапурских газет: русский предприниматель купил в центре города дорогие апартаменты. Что в этом примечательного? Как пояснил Forbes один местный банкир, — размах сделки: предприниматель выложил за жилье около $7 млн, в то время как даже в престижном районе Сингапура квартира площадью около 100 кв. м обойдется вам в $500‑000, примерно столько же, как и в центре Москвы. По словам собеседника Forbes, на покупке недвижимости богатый русский (его имя банкир назвать категорически отказался) не остановился — он открыл в частном банке Сингапура счет for discreet money. Деньги с таких счетов почти никуда не вкладывают — «положил и забыл».
«Положить» деньги на сингапурский счет не так уж сложно. Местные банкиры уверяют, что в Сингапуре никто не относится к российским капиталам с предубеждением. «У нас есть много клиентов из России и Восточной Европы. Здесь к ним гораздо менее настороженное отношение, чем в Западной Европе», — доказывает Даниель Тручи, глава Societe Generale Private Banking в Сингапуре. Русские деньги ничем не отличаются от денег китайцев или индонезийцев, уверяет Пол Квек, глава сингапурского отделения французского банка CIC Banque Privee.
Даже авиационные власти страны, кажется, знают о новой тенденции: государственная авиакомпания Singapore Airlines недавно открыла прямые рейсы Москва — Сингапур.
Почему Cингапур?
Крупным международным центром по управлению частными капиталами Сингапур стал совсем недавно. Если некоторые швейцарские банки уже по 150–200 лет занимаются личными и семейными финансами, то сингапурские — лет 30–40. А международные банки стали открывать здесь свои отделения лишь в первой половине 1990-х, зато процесс этот шел стремительно: сегодня на острове работают практически все ведущие банки США и Европы.
Банкиры неслучайно облюбовали Сингапур. В этой стране прекрасная государственная система: по рейтингу Transparency International уровень коррупции в Сингапуре даже ниже, чем в Швейцарии, то есть практически нулевой. И отличные условия для хранения денег.
Сингапурские банкиры свято хранят тайну вклада. Проверяющие органы не имеют права запрашивать у банков информацию об их клиентах без санкции суда. «Если проверяющие органы пришли в банк и случайно увидели какие-то подозрительные с их точки зрения операции по счетам клиентов, не имеющих прямого отношения к проводимой проверке, они ничего не смогут сделать. Они не смогут даже запросить у суда официальное разрешение проверить подозрительные счета, основываясь на подсмотренных данных», — объясняет Давид Чонг, глава Portcullis TrustNet, крупнейшей трастовой компании в Сингапуре.
Уклонение от уплаты налогов в другой стране не считается в Сингапуре преступлением, в этом азиатская страна копирует Швейцарию. При этом доход от инвестиций в Сингапуре может вообще не облагаться налогом, в то время как швейцарские банки взимают подоходный налог по депозитам граждан Евросоюза в размере 15%, а к 2011 году ставка вырастет до 35% (три четверти собранной суммы при этом будет отправляться на родину клиента). Европейская налоговая директива вступила в силу в Швейцарии в июле 2005 года. С тех пор поток денег из альпийской страны в Сингапур только вырос. Кстати, сами швейцарские банки часто и предлагают перевести деньги в Юго-Восточную Азию — в свои же подразделения, расположенные в Сингапуре. Здесь вы найдете все те же банковские вывески, что и в Швейцарии. По оценкам Марко Барделли, сегодня на европейских и международных клиентов приходится около 10% частного капитала в Сингапуре. И эта доля быстро увеличивается.
В Сингапур переводят деньги также многие клиенты банков Гонконга — речь идет в первую очередь о состоятельных китайцах, желающих вывести сбережения из-под контроля собственного правительства после того, как Гонконг перешел под юрисдикцию материкового Китая в 1997 году.
Год 1997-й стал переломным для Сингапура. После финансового кризиса, потрясшего азиатские рынки, правительство этой страны приняло специальную программу по повышению конкурентоспособности страны на мировом финансовом рынке. Например, было создано новое трастовое законодательство. Марко Барделли уверен, что Сингапур вполне может конкурировать с такими популярными трастовыми центрами мира, как Британские Виргинские острова или Каймановы острова. Передавая имущество в траст, инвестор юридически перестает быть его собственником. Новым владельцем ценных бумаг, денег или недвижимости становится управляющий, который действует в интересах бенефициара. Имущество сингапурского траста, создание которого обойдется в $15‑000–20‑000, отлично защищено юридически, а налоги на доход нулевые.
Спрос на трастовые услуги со стороны европейских и российских клиентов растет: многие из них открывают свой бизнес в Азии, например в Индии, а из-за особенностей валютного законодательства этой страны иностранцам удобно инвестировать через трасты. С помощью трастов же банкиры придумывают схемы по наследованию капиталов и «выходу на пенсию» состоятельных клиентов.
С чего начать
Для открытия счета в Сингапуре необязательно туда лететь. Можно обсудить все детали с представителем банка в Москве, Женеве или Лондоне. Потом подождать результатов проверки, которая может занять несколько недель, и в случае положительного решения подписать документы. Если у вас открыт счет в Швейцарии, то перевести с него деньги в Сингапур еще проще — в рамках одной банковской группы на это уйдет пара дней.
Если вы хотите начать работу с новым банком, то важно понять, к какому обратиться. Выбирать придется из двух основных категорий, как и в Швейцарии: либо это подразделение private banking крупного международного банка (UBS, Credit Suisse, BNP, Societe Generale, Deutsche Bank — все работают здесь), либо местный филиал респектабельных семейных банков вроде швейцарского Pictet & Cie или лихтенштейнского LGT. «У [крупных игроков] на руках все козыри — техническое обеспечение и подготовленные сотрудники, много качественных инвестиционных продуктов, которые они предлагают клиентам», — говорит Марко Барделли. Зато семейные банки обеспечат вам более персонализированный подход.
В случае с новым клиентом банк для начала тщательно проверит, не связан ли он с криминалом. В этом отношении сингапурские банки ничем не отличаются от европейских. «Если вы не смогли пройти проверку в Европе, то почти наверняка вы не пройдете ее и в Сингапуре, процедуры проверки денег на предмет криминального происхождения у нас такие же строгие, как и в Старом Свете», — говорит Пол Квек из CIC Banque Privee.
Большинство частных банков Сингапура также уточнят, не подвержен ли их клиент политическим рискам (для этого есть даже особый термин PEP — politically exposed person). Для проверки клиентов международные банки в Сингапуре используют свои европейские подразделения. «Если российский клиент обратится в сингапурский банк, о нем почти наверняка запросят информацию у лондонского и швейцарского офисов», — рассказывает один частный банкир.
О каких суммах готовы будут говорить с вами представители сингапурской индустрии private banking? Не меньше $1 млн. Средний размер счета в сингапурских частных банках $5–10 млн. Если вы выбрали активную стратегию управления своим инвестиционным счетом, комиссия составит до 2% в год, и еще банк возьмет до 20% дохода, если он превысит определенный уровень (например, 8% годовых — средний доход от управления консервативным портфелем облигаций).
Куда инвестировать
Вы можете поступить, как тот русский предприниматель, купивший дорогую сингапурскую квартиру, — положить деньги на счет и не беспокоиться. Но в Сингапуре сложно удержаться от предложения купить какие-либо финансовые инструменты.
Сервис здесь вообще отличается от европейского. Сказываются национальные особенности клиентов, большинство которых — жители азиатских стран. «Азиатские клиенты очень любят торговаться, — объясняет Тручи, глава Societe Generale Private Banking в Сингапуре. — Они пытаются активно управлять деньгами, отдавая распоряжения своему банкиру как брокеру». Клиентский менеджер в Сингапуре должен быть доступен по телефону или лично 24 часа в сутки и семь дней в неделю. «Нередко клиент может позвонить среди ночи и попросить немедленно приехать и обсудить с ним какую-нибудь инвестиционную идею, — рассказывает независимый частный банкир Ричард Пилиеро. — Это так отличается от Швейцарии, где банкир может позволить себе прийти на работу к 10:00, потратить два часа на неторопливый обед с бокалом вина и, закрыв офис в 16:00, отправиться домой». Шестидесятилетний Пилиеро работает в Сингапуре уже более 20 лет, и в его послужном списке руководство сингапурскими отделениями таких банков, как American Express и Coutts.
Сингапурские банкиры стараются угодить клиентам, разрабатывая инструменты для инвестиций на любой вкус. «Продукты, которые мы продаем здесь, гораздо сложнее, чем те, которые продаются в Европе», — говорит Даниель Тручи. Это касается, например, сложных продуктов с сохранением капитала. «Сейчас главная мода в Сингапуре — это структурированные продукты», — подтверждает Пол Квек. (Подробнее о таких продуктах см. статью «Можно не рисковать».)
Например, Societe Generale предлагает клиентам инвестиции с защитой капитала в фондовые индексы, отдельные ценные бумаги или хедж-фонды. В сингапурских частных банках можно найти продукты, которые трудно отыскать на финансовом рынке Европы и США. «У нас есть производные инструменты, структурированные на основе сильных изменений цен на бумаги, которые могут принести клиенту доходность до 80% и при этом иметь защиту капитала, — восхищается Пьер Баер, исполнительный директор SG Private Banking Asia. — Таких продуктов не было еще три-четыре года назад, а сегодня они лидеры продаж».
Господдержка
Бум финансовой индустрии возник в Сингапуре не на пустом месте — такое впечатление, что вся страна работает на привлечение богатых клиентов.
Я встречаюсь с представителями местного центрального банка Monetary Authority of Singapore (MAS). Его офис мало отличается от офиса хорошего коммерческого банка. Сотрудники, впрочем, тоже не сильно напоминают чиновников, что и понятно: MAS, наверное, единственный центробанк на планете, который устраивает презентации для ведущих банков мира, рассказывая им о преимуществах работы в Сингапуре, а также проводит семинары в лучших мировых бизнес-школах, призывая выпускников приезжать на работу в Азию. «Швейцария смогла привлечь капиталы из всех точек планеты, мы пытаемся проделать то же самое», — рассказывает мне Анжелина Фернандес, директор по коммуникациям MAS.
«Правительство здесь управляет страной, как хорошо отлаженным бизнесом», — восхищается независимый банкир Пилиеро. Результат налицо: по официальным прогнозам, экономика страны вырастет в этом году на 6%. Ее основу составляют финансовые услуги, переработка нефти, машиностроение и производство электроники. Здесь все помешаны на высоких технологиях: если вы встретили на улице человека без какой-либо электронной безделушки в руках, скорее всего, это иностранец.
А чиновникам, повышающим привлекательность банковской индустрии, есть ради чего стараться: в Азии сегодня самые высокие в мире темпы роста личного богатства. Среди богатейших людей мира, чье состояние превышает миллиард долларов, 23 индийца, 17 жителей Гонконга, восемь малайзийцев, пятеро представителей Тайваня и четверо Сингапура.
Не стоит забывать и о четырех десятках миллиардеров из России. «Все больше российских клиентов приходят к нам с целью диверсифицировать риски, — говорит Жан-Клод Эрни, управляющий директор банка Pictet & Cie в Сингапуре. — Они, возможно, имеют счета в Швейцарии и в Лондоне, но для своих дополнительных $20–30 млн выбирают банк в Азии».
Некоторые, как мы видели, даже покупают здесь роскошные квартиры. Возможно, это тоже выгодное вложение средств.
Запад или Восток
Швейцария Сингапур
- Когда возникли частные банки
1741 1960-е
- Налог на доход по частным депозитам
15%* 0%
- Минимальная сумма для услуг private banking
$1 млн $1 млн
- Количество банков (конец 2004 года)
338 115
- Cколько часов лететь из Москвы
3.45 14.30
- Средняя температура в июле
+20°C +30°C
- Разница с московским временем
–2 ч +5 ч
* Для жителей Евросоюза, для россиян — 0%
Источник: Центральный банк Сингапура, Национальный банк Швейцарии, данные авиакомпаний