— В последнее время бизнес ДжиИ Мани банка практически не развивался.
— GE ограничивала развитие банка в последние годы. Но когда банк растет неактивно, у него самые качественные активы, самые лучшие клиенты. Качественный портфель, который мы получили, интересно развивать.
— GE разочаровалась в России?
— Это лучше спросить у них. Судя по продаже в ходе IPO банка GE Money в Швейцарии, решение о выходе из банковского бизнеса не связано конкретно с Россией. Я думаю, что прошло время разнонаправленных компаний, банкиры занимаются банками, а промышленные компании – своим бизнесом.
— Сколько вы заплатили?
— Цена была очень привлекательная, но мы ее не озвучиваем.
— Ваше предложение было выгоднее других? Среди претендентов фигурировали и Игорь Ким, и НПФ «Благосостояние».
— Не могу комментировать другие предложения. Мы стратегический покупатель, а не чисто финансовый инвестор. Это дает перспективы развития бизнесу, это важно для сотрудников GE Money, вероятно, и для самого GE.
— Сокращений не планируете?
— Мы будет активно развивать сеть банка в регионах присутствия, поэтому работы будет много и хватит на всех. Нам нравится управленческая команда. Хотелось бы сохранить людей, но какие-то сокращения, конечно, могут быть.
— Вывески и концепцию меняете?
— Да, мы будем реализовывать свою стратегию – ориентироваться на клиентов среднего и старшего возраста. Бренд «Совкомбанк» для нашей стратегии подходит оптимально.
— Что сделаете в первую очередь?
— Наша задача – объяснить клиентам ДжиИ Мани банка, что с нами им будет хорошо. Для этого мы готовим для них массу новых интересных предложений, бонусов, скидок и просто приятных мелочей.
— А дальше?
— Будем строить банк федерального масштаба, что за счет органического роста сейчас сложно. Конкуренция за хорошего заемщика велика как никогда. В Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале у нас уже приличная доля рынка. С помощью платформы ДжиИ Мани банка мы сможем дотянуться до европейской части. Мы традиционно сильны в малых городах, у них развит бизнес в городах-миллионниках, где нам было бы интересно присутствовать: Санкт-Петербург, где нас совсем нет, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара. Выходить в них самостоятельно было бы слишком дорого.
— Про географию понятно. Сеть в результате сделки вырастет сильно?
— Формально не так сильно. У нас 300 офисов, добавится около 50; у нас 2000 точек продаж, добавится чуть более 100 точек. Но у ДжиИ Мани банка офисы крупнее наших. Нам важно, что к нашему 1,1 млн клиентов добавится 300 000 их клиентов. На базе их офисов мы сможем раскинуть свою легкую сетку из точек продаж, где может быть всего один сотрудник, это тоже часть нашей концепции, которая позволяет присутствовать в небольших городах и быть близко к дому клиента.
— Ставка на пенсионеров не теряет актуальности?
— Мы не делаем ставок, улучшать качество жизни людей после выхода на пенсию – наша миссия. И мы, конечно, от нее не откажемся. Когда в 2008-м мы выходили на розничный рынок, нужна была специализация, своя ниша. Мы разработали эту концепцию, через год начали реализовывать. Другие банки ориентируются на более молодых клиентов, и менять позиционирование для них не так просто. Конечно, Сбербанк доминирует и в нашей нише. Но мы довольны своими результатами. У нас до 20% целевой аудитории в городах, где мы сильны, 10% — в целом по стране. У ближайших коммерческих конкурентов – не более 3%. Так что ниша небольшая, но привлекательная.
— За счет каких средств финансировали сделку?
— Мы привлекли новый капитал – двое из наших акционеров, а у нас их много, увеличивают свою долю. Контрольный пакет банка принадлежит компании, контролируемой менеджерами банка, в частности мне, моему брату и председателю правления Дмитрию Гусеву. Но в банке есть и финансовые инвесторы, не принимающие непосредственного участия в ежедневном управлении банком. В частности, более 25% акций принадлежит Павлу Фуксу, владельцу компании Moscitygroup.