К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Свежая кровь: стоит ли доверять деньги новым управляющим компаниям?

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Предложение инвестиционных продуктов от новых небольших компаний велико. Какие у них достоинства и недостатки?

Сделать бизнес по управлению активами на первый взгляд кажется несложным. Достаточно головы управляющего и терминала Bloomberg — и бизнес готов заработать, а масштабировать его можно бесконечно. По этой или по другой причине, но процесс образования стартапов в области управления активами идет активно и постоянно. Предложение инвестиционных продуктов от новых небольших компаний велико, несмотря на кризис доверия к рынкам и «в среднем» скромные результаты.

У небольших самостоятельных управляющих компаний есть целый ряд преимуществ: за ними, как правило, не стоят интересы большого акционера (а если стоят, понятно, кто будет получать лучшие сделки и чьи активы будут спасать в кризис). Они редко аффилированы с брокерами, то есть не будут «оставлять» существенную часть доходов на брокере. Они состоят из партнеров с мотивацией, аналогичной мотивации клиентов. Здесь не работают менеджеры на зарплате, которые пытаются заработать себе в карман. Наконец, в бутиках мало сотрудников, все на виду: нечистый на руку или глупый управляющий или сейлз будут тут же видны.

Однако недостатков у «малого бизнеса» в управлении активами тоже много, и ключевой из них — сложность в достижении прибыльности. Даже маленькие управляющие компании дороги. Создание фонда обходится дешевле, но клиенты, обжегшись на мошенничествах, хотят индивидуальных счетов. Платформа для управления отдельными счетами стоит уже $1,5–2 млн в год.

 

При этом комиссии за управление снижаются — из-за демпинга крупных компаний, которые бегут от риска и предлагают всем консервативные продукты. Небольшая компания может рассчитывать на годовое вознаграждение 1–2% от активов. Для окупаемости надо, чтобы под управлением было не менее $100–200 млн. Чтобы собрать эти деньги, требуется команда сейлзов. Если учесть расходы на их зарплату, бонусы, а также расходы на офис, получится, что для окупаемости нужно иметь под управлением уже $250–300 млн активов.

Ряд управляющих идет на увеличение доходов за счет некрасивых действий: зарабатывают на спредах, «продают в репо» активы клиентов, берут огромные «плечи» и взимают с клиентов сильно большую ставку, чем платят банку. Некоторые идут на работу с государственными корпорациями, получая под низкие комиссии большие деньги в  управление. Сегодня это очень опасный путь: после первых убытков в таких компаниях появится Счетная палата, если не сразу Следственный комитет.

 

Есть и еще проблема: управляющему необходимо не только анализировать множество активов, но и отлично понимать все процессы, происходящие на рынках, получать и обрабатывать информацию из сотен источников, быть постоянно в контакте с десятками компаний. Это крайне сложно без значительной (4–5 человек) команды, прямой связи с трейдерами, аналитиками, инвестиционными банкирами, кредитными офицерами. В большом банке или компании это возможно. В микрокомпании ничего этого быть не может. Существенная команда, кстати, важна и с точки зрения безопасности: когда клиента обслуживают 4–5 сотрудников, а вокруг них работают еще десятки коллег, вероятность сговора с целью кражи средств клиента снижается почти до нуля.

Так что клиентам, выбирающим управляющую компанию, недостаточно следить только за независимостью и неаффилированностью с брокерами. Надо убедиться, что компания уже имеет «закритический размер» — сотни миллионов долларов в управлении, несколько управляющих, несколько разных инвестиционных продуктов.

Лучше, где это возможно, работать на «внешней» платформе — отдавать в управление счета, открытые в крупном банке или брокере (у вас будет независимая отчетность и прозрачность транзакций). Желательно знать управляющих и менеджмент лично — от их порядочности и интеллекта зависят результаты. И конечно, не надо жалеть комиссий — неприбыльные управляющие больше думают о привлечении новых денег и «левом» заработке, чем о качестве управления. В этом бизнесе зависимость «цена — качество» как нигде точна.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+