Банк России назвал условия для нового повышения ключевой ставки
Банк России раскрыл подробности дискуссии внутри ЦБ по поводу неожиданного декабрьского решения сохранить ключевую ставку на уровне 21%. Участники обсуждений, согласно опубликованному ЦБ резюме, пришли к выводу, что риски в случае повышения ключевой ставки в декабре были бы более серьезными, чем при ее сохранении.
Сохранив ключевую ставку неизменной, Банк России не исключает риски того, что в ближайшие месяцы рост кредитования вновь ускорится, а инфляция и инфляционные ожидания продолжат расти. В этом случае ЦБ снова ужесточит политику, причем, вероятно, придется значительно повысить ключевую ставку, чтобы переломить тенденции в кредитовании и динамике инфляции. «Рост инфляции и инфляционных ожиданий, сохраняющийся значительный перегрев экономики вызывают беспокойство. Если к февральскому заседанию сформировавшиеся тенденции в динамике кредитования не получат продолжения и возобновится его ускоренный рост, а тенденции в динамике инфляции не развернутся, можно будет вернуться к вопросу о повышении ключевой ставки», — указывает регулятор.
Вместе с тем при повышении ставки в декабре возник бы риск «переужесточения денежно-кредитных условий». Из-за этого мог бы реализоваться сценарий избыточного охлаждения экономической активности и даже значительного отклонения инфляции вниз от целевого значения в 4%, что противоречит политике ЦБ в рамках таргетирования инфляции.
ЦБ констатирует, что в октябре-ноябре инфляционное давление усилилось — как из-за вре́менных факторов (низкий урожай, повышение тарифов на связь, ослабление рубля), так и из-за перегретого спроса в экономике. Дополнительный эффект для динамики цен создают растущие инфляционные ожидания, обусловленные в том числе снижением курса рубля. Вместе с тем участники обсуждения решения по ставке считают, что значительное ужесточение денежно-кредитных условий в последние месяцы пока не успело отразиться на ценах. В начале 2025 года годовая инфляция продолжит расти за счет эффекта базы 2024 года и достигнет пика в апреле, ожидает ЦБ. Однако текущие темпы роста цен, по прогнозу регулятора, за счет жестких денежно-кредитных условий начнут снижаться в ближайшие месяцы. Кредитная активность из-за высокой ставки и жесткого банковского регулирования уже снизилась — как в рознице, так и в корпоративном кредитовании.
Банк России отмечает, что в экономике сохраняется ситуация «перегрева» (когда возможности расширения предложения не успевают за растущим спросом). Причем «перегрев» сохраняется не только из-за высокого спроса, но и из-за проблем на стороне предложения — санкции усложняют логистику и увеличивают стоимость импортных поставок. Тем не менее есть свидетельства постепенного снижения экономической активности — уменьшается железнодорожная погрузка стройматериалов, снизился индикатор бизнес-климата, предприятия стали более умеренны в своих производственных планах.
Как уже сообщал ЦБ 20 декабря, на последнем заседании по ключевой ставке рассматривалось три варианта решения — сохранение ставки и ее повышение на 1 или 2 п. п. Сторонники повышения ставки указывали на сохранение высокой инфляции и инфляционных ожиданий. Кроме того, они отмечали, что большинство участников рынка ожидали повышения ключевой ставки в декабре, такой вариант уже был учтен в ценах финансовых активов. Поэтому сохранение ставки неизменной может привести к смягчению денежно-кредитных условий, аргументировали сторонники повышения. Участники дискуссии, выступавшие за повышение ставки сразу до 23%, указывали на то, что «такое решение более соразмерно произошедшему ускорению инфляции даже с учетом более сильного ужесточения денежно-кредитных условий».
Тем не менее, в итоге сохранение ставки было признано «более взвешенным решением». Сторонники такого шага ждут, что замедление кредитования охладит спрос и обеспечит снижение инфляции. Для того, чтобы оценить подстройку денежно-кредитных условий под высокую ставку и ужесточение регулирования, нужна пауза, пришли к выводу в Банке России. Эффект на снижение темпов инфляции окажут также более умеренные бюджетные траты в 2025 году и сокращение объемов льготного кредитования, прогнозирует Банк России.