Центробанк принял новые меры для охлаждения кредитования. В частности, речь идет об изменении графика перехода системно значимых банков на соблюдение норматива краткосрочной ликвидности собственными силами и утверждении новой редакции нормативного акта по макропруденциальным надбавкам. Регулятор отметил, что такие меры направлены на расширение возможностей банков по управлению ликвидностью и ограничение закредитованности крупных компаний и кредитных рисков банков
Банк России принял ряд новых мер для охлаждения кредитования. Об этом сообщается на сайте регулятора.
Совет директоров ЦБ утвердил новую редакцию нормативного акта по макропруденциальным надбавкам с целью ограничения закредитованности крупных компаний и кредитных рисков банков. Регулятор пояснил, что новые надбавки коснутся прироста требований банков к крупным корпоративным заемщикам с высоким уровнем долговой нагрузки. Такой инструмент будет ограничивать финансирование банками крупных закредитованных организаций и поможет банкам накопить буфер капитала для покрытия рисков корпоративного кредитования.
Совет директоров ЦБ сможет принять решение об установлении макропруденциальных надбавок после регистрации нормативного акта Минюстом. Мера может вступить в силу не ранее 1 апреля 2025 года, уточнил ЦБ. В случае принятия решения о параметрах макропруденциальных надбавок будет учитываться динамика корпоративного кредитования и системные риски крупных компаний, сообщил регулятор. По данным ЦБ за ноябрь, банковское кредитование замедляется — в ноябре рост задолженности по корпоративным кредитам составил 0,8% после 2,3% в октябре.
Помимо этого, для расширения возможностей банков по управлению ликвидностью ЦБ изменил график перехода системно значимых кредитных организаций (СЗКО) на соблюдение норматива краткосрочной ликвидности (НКЛ) собственными силами (без использования безотзывной кредитной линии Банка России, БКЛ), сдвинув его на полгода. Ранее график предусматривал переход СЗКО к обеспечению соблюдения НКЛ на уровне 60% собственными силами с 1 января 2025 года, а теперь — с 1 июля 2025 года. По мнению регулятора, это решение снизит давление нормативных требований на кредитную политику и ценообразование банковских продуктов.
Соблюдение НКЛ позволяет банкам избегать риска потери средств в случае, если возникнет необходимость рассчитываться с клиентами и кредиторами на сроке 30 дней. Сейчас НКЛ сверстан по базельским стандартам и не учитывает особенности ресурсной базы банков России, поэтому банковское сообщество и регулятор обсуждают внедрение национального НКЛ.
В 2024 году банкиры не раз говорили о том, что соблюдение НКЛ представляет для них трудности без заимствований от ЦБ. Например, в конце октября первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов отнес рекордные заимствования банков у ЦБ к аномалиям на финансовом рынке. При этом банки занимают у ЦБ, чтобы укладываться в НКЛ. «Банки вынуждены покупать нормативную ликвидность, и все сейчас находятся в одинаковых условиях», — резюмировал он.