К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тормозной путь инфляции: главы ЦБ, Минфина и Минэка обсудили охлаждение экономики

Фото Владимира Гердо / ТАСС
Фото Владимира Гердо / ТАСС
Участники традиционной макроэкономической сессии на форуме ВТБ «Россия зовет!», среди которых были глава ЦБ, министры финансов и экономического развития, а также замглавы администрации президента, обсудили основные экономические вопросы последнего времени — возможно ли при столь высокой ставке избежать рецессии, разгоняет ли инфляцию бюджет и где бизнесу брать ресурсы в условиях дорогого кредита

Неизбежна ли рецессия

Модерировавший сессию на форуме ВТБ «Россия зовет!» первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов заявил, что, по оценке экономистов банка, достижение цели ЦБ по инфляции в 4% и прогнозных величин Банка России по темпам роста цен (4,5–5%) невозможно без рецессии. «Где ошибается рынок?» — обратился он к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной. Председатель Банка России считает, что потенциал российской экономики устойчиво растет, что означает больше пространства для роста спроса. «Мы не согласны, что за жесткой денежно-кредитной политикой (ДКП) обязательно следует рецессия», — подчеркнула она. Речь может идти скорее о более умеренном, но положительном экономическом росте. Дилеммы «высокая инфляция или рецессия» на самом деле нет, уверена Набиуллина. 

Высокая ставка предотвратила попадание российской экономики в «инфляционную спираль», но «это полдела — нужно снижать инфляцию», продолжила глава ЦБ. «Тормозной путь» до цели ЦБ по инфляции в 4% займет весь 2025 год и часть 2026-го, прогнозирует Набиуллина. При этом отодвигать достижение цели нельзя, считает она. «Этот вопрос был бы уместен в 2022 году, когда произошел резкий рост цен в связи с внешними ограничениями и бизнесу надо было адаптироваться. Тогда мы проводили мягкую ДКП до тех пор, пока экономика полностью не восстановилась. Потом инфляция приобрела другую природу, связанную с перегревом спроса», — напомнила она. В условиях, когда повышенная инфляция держится уже четыре года, вопрос должен стоять о том, достаточно ли жесткую политику проводит ЦБ, считает Набиуллина. Поэтому на очередном заседании в декабре ЦБ будет вновь рассматривать повышение ставки, хотя такой исход и не предопределен, отметила глава регулятора.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Иногда задают вопрос: «Зачем торопиться со снижением инфляции, если экономика и так хорошо растет?» — добавила Набиуллина. — Но при высокой инфляции экономический рост может быть неустойчивым. Это как высокий пульс при беге на длинную дистанцию. В короткую можно бежать, на длинную тяжело. Инфляция — это как высокая температура у человека, признак некоторых болезней». По словам главы ЦБ, если не реагировать на высокую инфляцию и даже снижать ставку, это будет воспринято как то, что «власти расписались в нежелании или в неспособности обуздать инфляцию». А основными проигравшими от высокой инфляции окажутся граждане, чьи сбережения обесцениваются.

 

Бизнес от снижения ставки может выиграть только в двух случаях: если у него уже высокая закредитованность или он, работая в неконкурентной среде, сможет переложить издержки в цены. В любых других случаях рост издержек бизнеса из-за инфляции перекроет рост процентных расходов. «Инфляция помогает закредитованным компаниям, но наказывает наиболее эффективные», — подчеркнула Набиуллина. Государству высокая инфляция также не помогает — расходы, связанные с инфляцией, «будут навсегда», в отличие от процентных расходов по обслуживанию долга, которые выросли временно, добавила она. Поэтому «нельзя ожидать, что инфляция рассосется сама собой», заключила председатель ЦБ. 

Прямая линия Минфин — ЦБ

Еще один аспект, обсуждавшийся на макросессии, — проинфляционность бюджетной политики. «Мы с Центральным банком постоянно на связи — у нас с Эльвирой Сахипзадовной прямая линия», — подчеркнул министр финансов Антон Силуанов. Стыковка между бюджетной и денежно-кредитной политикой обязательно нужна, считает глава Минфина. Бюджет на 2025 год — «достаточно жесткий», он структурно сбалансирован, «в нынешних условиях это дорогого стоит», подчеркнул он. По доле от ВВП расходы за последние годы почти не меняются, дефицит бюджета также остается умеренным. «Мы особо расходы не раздуваем, — считает Силуанов и добавляет. — Для бюджета, конечно, ставка затратна (в связи с субсидированием кредитов, обслуживанием госдолга с плавающей ставкой и т.д. — Forbes), но мы понимаем, что идем на это, чтобы потом стоимость денег снижалась».

 

Бюджет 2025 года, если будет исполнен так, как запланирован, действительно будет иметь дезинфляционный характер, согласилась Набиуллина. Однако важна не только доля расходов бюджета к ВВП, но и структура этих расходов, указала глава ЦБ. «Если там большой объем субсидируемых кредитов, это может создавать больше денег через канал бюджета», — объяснила она. По словам Силуанова, Минфин и Минэк в связи с этим хотят предложить правительству унифицировать все субсидируемые программы. «У нас много ведомств хотят поддерживать свои секторы экономики. И каждое из ведомств изобретает свой порядок субсидирования. На наш взгляд, должна быть минимальная ставка, когда мы отказываемся от субсидирования. Когда были ставки ЦБ 4–5%, мы все равно субсидировали процентные ставки — «ну надо же поддерживать экономику, производителей». Ну не надо так делать. Надо определить уровень, когда мы начинаем помогать, когда помогаем максимально, и потом уже делиться с бизнесом», — объяснил Силуанов. Нельзя оказывать поддержку ради поддержки, нужен результат, который можно достигнуть не таким уж большим объемом субсидий, заключил он.

Где брать деньги

Бизнес на фоне жесткой политики ЦБ активно пересматривает и сокращает свои инвестиционные программы: компании понимают, что высокие ставки — это «не разовая акция», отметил глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его словам, в некоторых машиностроительных отраслях уже ощутимо сокращается объем заказов, автопроизводители сталкиваются со снижением спроса. Кроме того, многие госкомпании были закредитованы, и «не все эти кредиты работают, как планировалось», добавил он. Глава Минэка подчеркнул, что чрезмерное ограничение доступности кредита может привести к сокращению не только инвестиций, но также занятости и выпуска. «В этом случае есть риски того, что охлаждение экономики будет в масштабах, несовместимых с нашими целями», — предупредил Решетников. 

При этом банки, как отметил Дмитрий Пьянов, «примерно с лета чувствуют себя неудобно за каждый процент прироста корпоративного кредита». «Любой ли кредит одинаково плох для инфляции или есть разница, как и кого мы кредитуем? Может быть, есть какой-то сегмент, кредитование которого можно и в условиях жесткой ДКП осуществлять?» — спросил Пьянов у замглавы президентской администрации Максима Орешкина. «А вы сами считаете, выше кредиты хорошие? — ответил он. — Если просто будет больше кредита — это не означает, что откуда-то появится дополнительная рабочая сила, дополнительные производственные мощности». По мнению замглавы АП, рост кредита в экономике должен способствовать именно долгосрочным целям ее развития.  

 

Почти все компании технологической индустрии развиваются за счет кредитования — обслуживать долг в текущих условиях они могут, но продолжать инвестировать в новые продукты, которые делают экономику конкурентоспособной, уже сложно, отметил гендиректор технологической компании «ИКС Холдинг» Алексей Шелобков, представлявший на сессии реальный сектор. «Можно заморозить инвестпрограммы, но отставание в два-три года для технологических индустрий уже плохо наверстывается», — предупредил он. Правильный путь развития — это льготное кредитование приоритетных отраслей, считает он.

«А за счет собственных средств и рынка капитала нет возможности?» — спросил Силуанов. По словам Шелобкова, для технологических компаний сейчас тренд — не становиться публичными, а оставаться частными. Это позволяет им не «жить трехмесячными циклами», адаптируясь под выгоду акционеров, а «в плотном сотрудничестве с государством двигаться по другим законам и темпам». В пример он привел SpaceX Илона Маска. На это Максим Орешкин возразил, что Tesla того же Илона Маска — публичная, и технологичные компании в целом продают акционерам не текущую прибыль, а свое будущее. Те российские технологические компании, которые в этом году вышли на рынок, теперь вынуждены отвлекаться, указал в ответ глава «ИКС Холдинга». «Ну не отвлекайтесь тогда на субсидии Минфина», — завершил дискуссию замглавы АП. 

В плане ресурсов для инвестиций у компаний есть и другие пути, помимо кредитования. По мнению Набиуллиной, для компаний есть большой неиспользованный потенциал для привлечения ресурсов на рынках капитала. В 2024 году, несмотря на рекордное за последние 10 лет количество размещений акций (19), объемы были очень маленькими — компании привлекли на рынке капитала 102 млрд рублей, а кредиты за это же время получили на 12,5 трлн рублей. Для компаний нужны дополнительные стимулы для выхода на рынки капитала — ЦБ и правительство обсуждают в том числе переориентацию мер господдержки, чтобы «не дискриминировать рынок капитала, когда льготы выдаются только через кредит». «Можно, например, непубличным компаниям субсидий не выдавать», — предложил Орешкин. «Можно», — согласилась Набиуллина, напомнив, что вывод компаний на биржу обсуждался как одно из условий покупки активов иностранных инвесторов. Так или иначе, для вывода на биржу нужна защита прав миноритариев, прозрачная дивидендная политика и т.д. Если же инфляция долго будет оставаться высокой и она «долго будет сидеть в бизнес-моделях», можно попасть «в замкнутый круг», предостерегла глава Банка России. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+