В тройку главных приоритетов нового российского бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов вошли выполнение социальных обязательств перед гражданами, обеспечение обороны и безопасности, а также технологического суверенитета страны. По словам главы Минфина Антона Силуанова, основные приоритеты были определены на ближайшие шесть лет в послании президента Федеральному собранию.
«Первая трехлетка — это часть реализации задач на период шести лет», — сказал министр финансов. Он подчеркнул, что, поскольку «необходимо обеспечить свою собственную независимость и безопасность, на эти направления определены ключевые ресурсы федерального бюджета».
Доля трат на «Социальную политику» сократилась более чем на 5,3 п. п. — с 7,7 трлн рублей (21%) в 2024 году до 6,49 трлн рублей (15,7%) в 2025 году. Это обновленный минимум с 2011 года.
На образование в 2025 году запланировано потратить 1,577 трлн рублей, то есть почти без изменений с 2024-го (1,5 трлн рублей), здравоохранение — 1,864 трлн рублей, что примерно на 16% больше, чем в 2024-м (1,6 трлн). Инфляция в 2025 году, по прогнозу Минэкономразвития, ожидается на уровне 4,5%, в 2026-2027 годах — 4%.
На 2025 год в расходы на «Национальную оборону» заложено 13,49 трлн рублей (32,5% от общих трат), а расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» составят 3,46 трлн рублей, то есть в сумме 16,95 трлн рублей (40,88%). В 2024 году на оборону и силовые органы закладывалось 14 трлн рублей (38% от всех бюджетных расходов), то есть доля этих статей расходов выросла почти на 3 п. п.
Также в расходы нового бюджета заложены средства на пул новых национальных проектов технологического суверенитета. Это девять нацпроектов общей стоимостью почти 1,8 трлн рублей за три года. Речь идет, в частности, о проектах «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (самый ресурсоемкий, на него уйдет порядка 679 млрд рублей за три года), «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (457,9 млрд рублей), «Новые технологии сбережения здоровья» (14,5 млрд рублей).
Общий доход бюджета на 2025 год прогнозируется на уровне 40,29 трлн рублей (18,8% ВВП), что на 11,6% больше в сравнении с 2024 годом (36,11 трлн, 18,4% от ВВП). В последующие годы показатель должен постепенно расти: до 41,84 трлн рублей (18,1% от ВВП) в 2026 году и 43,15 трлн (17,4% от ВВП) в 2027-м. Общие расходы также растут — с 39,4 трлн рублей в 2024 году (20,1% от ВВП) до 41,46 трлн рублей в 2025-м (19,3% от ВВП), 44 трлн рублей (19,1% от ВВП) и 45,9 трлн рублей (18,5% от ВВП) в 2025-2027 годах соответственно.
Дефицит бюджета в 2025 году прогнозируется на уровне 1,17 трлн рублей (0,5% от ВВП), в 2026 году — 2,18 трлн (0,9% от ВВП) и в 2027 году — 2,76 трлн рублей (1,1% от ВВП). На трехлетнем периоде дефицит бюджета в целом не будет превышать 1%, бюджет составлен в рамках бюджетного правила, отметил Антон Силуанов.
Документ обеспечивает структурную сбалансированность и нулевой первичный структурный дефицит, когда первичные расходы с поправкой на сальдо кредитов соответствуют базовым нефтегазовым и ненефтегазовым доходам. Сумма базовых нефтегазовых доходов рассчитывается в сценарии с экспортной ценой нефти $60 за баррель. «Бюджетное правило говорит о том, что доходы должны равняться расходам без учета процентов платежей», — пояснил Силуанов.
Также министр подчеркнул, что с 2025 года Фонд национального благосостояния (ФНБ, пополняется из нефтегазовых доходов, превышающих базовые) больше не будет использоваться для финансирования дефицита. «Начиная со следующего года мы будем использовать ФНБ исключительно как источник для обеспечения страховки на случай снижения цен на нефть», — сказал он. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2025-2027 годах будут выступать государственные заимствования.
Структурный первичный дефицит бюджета появился с 2019 года, в 2020 году, когда была пандемия коронавируса, он составил 3 трлн рублей, а в шоковом 2022 году — 7 трлн рублей. То, что бюджетная политика выходит на бюджетное правило с 2025 года (как и планировалось), говорит об ответственном подходе Министерства финансов и о том, что ситуация находится под контролем, отметил директор Центра экономической экспертизы ИГМУ ВШЭ Марсель Салихов.
Выход на бюджетное правило действительно важен, поскольку, по сути, первичный баланс иллюстрирует расходы на экономическую деятельность (на зарплаты, госзаказы и так далее), сказала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Когда первичный дефицит равен нулю, это значит, что государство не тратит сверх нормы, не используя запасы ФНБ. Общий же дефицит растет из-за увеличения стоимости обслуживания госдолга, добавила она.
Хотя общий дефицит и растет, он остается достаточно низким по любым меркам, как и сам госдолг, это «вполне управляемые масштабы», отметил главный экономист «Эксперта РА» Антон Табах. Объем госдолга России останется на безопасном уровне в 18%, отметили в Минфине. Но стоимость обслуживания госдолга будет повышаться: в 2025 году на эти цели уйдет 3,18 трлн рублей (в 2024 году — 2,29 трлн рублей), в 2026-м — 3,47 трлн рублей, в 2027 году — 3,59 трлн рублей.
Источники доходов
В проекте федерального бюджета на следующие три года заложено увеличение ненефтегазовых доходов и снижение нефтегазовых. В 2025 году соотношение составит 73% и 27% соответственно (29,359 трлн рублей и 10,9 трлн рублей против 24,8 трлн и 11,3 трлн в 2024 году).
«Это хорошо, мы отходим от нефтегазовой зависимости в наших бюджетных доходах. Это создает большую устойчивость для бюджетной конструкции», — отметил Антон Силуанов.
«Пропорции меняются из-за ожиданий бóльших поступлений в бюджет от внутренней экономики и ненефтегазового сектора и в среднесрочном периоде более низких цен на нефть», — отметил Антон Табах. Экспортная цена нефти, согласно проекту бюджета, в 2025 году снизится до $69,7 за баррель (с $70 в 2024 году), в 2026 году упадет до $66, в 2027 году — до $65,5.
Кроме того, на снижении нефтегазовых доходов отразится отмена с 2025 года налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на добычу газа, сказал Марсель Салихов. Это минус порядка 600 млрд рублей из доходов бюджета.
Повышение же ненефтегазывых поступлений главным образом будет обусловлено масштабными изменениями в Налоговый кодекс, добавляет Салихов. «Налоговая реформа принесет порядка 1,5% ВВП дополнительных ежегодных доходов федеральному бюджету именно в ненефтегазовой части, поэтому, действительно, есть структурный рост опоры государства на доходы и прибыли в большей степени, чем на нефтегазовый сектор», —согласен директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.
Влияние на инфляцию
Банк России планирует дать развернутую оценку бюджетным проектировкам по итогам следующего заседания совета директоров, которое запланировано на 25 октября, заявил 1 октября глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов. «Мы представим прогноз, который в том числе будет учитывать бюджетные факторы. Но в бюджете есть ряд неожиданных моментов, которые могут потребовать корректировки», — отметил он. В то же время Тремасов подчеркнул, что структурный дефицит исчезает, он будет в районе нуля, что можно считать важным стабилизирующим фактором.
С точки зрения инфляционных стимулов, по оценке Антона Табаха, проект бюджета можно назвать нейтральным. Как пояснил эксперт, новые расходы компенсируются доходами, причем преимущественно ненефтегазовыми. «Единственное, что указывает на то, что при прочих равных денежно-кредитная политика будет жесткой дольше по времени, это достаточно щедрая индексация тарифов на коммуналку», — отметил он. В 2025 году платежи за коммунальные услуги планируется индексировать на 11,9%, в 2026 году рост составит 5,4%, а в 2027 году — 4,8%. Индексация тарифов на электроэнергию в 2025 году планируется на уровне 12,6%, на газ — 10,3%. По мнению Табаха, это точно отразится на инфляции, если проект примут именно в таком виде.
По оценкам экономиста Bloomberg Economics Александра Исакова, бюджетный импульс величиной в 1% от ВВП транслируется в дополнительный рост потребительских цен на 1 п. п. При этом «инфляционность» бюджетных расходов также зависит от их природы — направления использования. «Скажем, расходы на поддержку сектора в глубокой стагнации со значительными незадействованными мощностями могут быть относительно нейтральны для роста цен», — отметил экономист. Комбинация величины и типа расходов федерального бюджета в 2025 году, скорее всего, будет иметь дезинфляционный характер. «По нашим оценкам, при реализации базового сценария правительство может дать вклад до 1,5 п. п. в общее снижение инфляции с 7,5-8,5% в 2024 до 5,5-6,5% в 2024 году», — сказал Исаков.
По мнению директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрия Куликова, бюджетный импульс нужно считать снижающимся: реальные приросты расходов бюджетной системы заложены в плановой трехлетке на уровне 2-4% в год по сравнению с 7-8% в 2023-2024 годах, а структурный баланс планируется на уровнях более близких к нулю.
При прочих равных более высокие средние процентные ставки по госдолгу означают более высокий дефицит бюджета, но фактически это уже реализовавшийся процентный риск, продолжает эксперт. Ставки по гособлигациям вряд ли сильно вырастут от настоящих уровней, дополнительные годовые расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга составляют порядка 0,05% ВВП на каждый процентный пункт неожиданного роста коротких процентных ставок. «В итоге в большинстве сценариев процентные расходы не превысят 10% доходов федерального и 5% консолидированного бюджета, а эффективные вмененные ставки по всему телу госдолга вряд ли превысят 14% на обозримом горизонте», — считает Куликов.