В ЦБ заявили о доле в 40% небанковских экосистем на рынке электронных денег
Банки трех крупнейших небанковских экосистем занимают 40% на рынке электронных денег, заявили в ЦБ. При этом три года назад на них приходилось только 2% рынка, то есть в 20 раз меньше. Речь идет о Wildberries, Ozon и «Яндекс». Регулятор предположил, что в течение двух ближайших лет в России 90–92% платежей будут проходить безналично
Банки трех крупнейших небанковских экосистем занимают 40% на рынке электронных денег, заявила первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова на форуме «Финополис», передает РБК. При этом три года назад на них приходилось 2% рынка, то есть в 20 раз меньше. В России есть три технологические компании, которые развивают банки в своих экосистемах — Wildberries, Ozon и «Яндекс», отмечает РБК.
Кроме того, Скоробогатова предположила, что в течение двух ближайших лет в России 90–92% платежей будут проходить безналично. «Это уровень мировых лидеров с точки зрения развития безналичных платежей», — отметила первый зампред ЦБ. По ее словам, за три года количество платежей по картам в стране сократилось на 12%, в то же время доля платежей с помощью других инструментов выросла. Клиенты стали чаще совершать покупки с помощью QR-кодов, системы быстрых платежей и биометрии, пояснила Скоробогатова.
В январе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) установила, что Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке электронной коммерции. «Мы в декабре завершили проведение анализа состояния конкуренции на этом рынке и, естественно, установили коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon — вместе они занимают около 80% рынка», — заявил тогда глава ФАС Максим Шаскольский. В то же время он отметил, что на работу этих маркетплейсов «есть достаточно много жалоб» от потребителей и компаний — представителей малого и среднего предпринимательства.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) глава Альфа-банка Владимир Верхошинский заявил, что значительное число клиентов Ozon Банка предпочитают его из-за скидок на маркетплейсе. «83% клиентов хотят идти в Ozon Банк, потому что там есть скидка — чистой воды ценовая дискриминация», — сказал он, ссылаясь на исследование Альфа-банка. Директор Ozon Сергей Беляков в ответ на это указал, что 40% клиентов Ozon Банка оплачивают свои покупки вне системы маркетплейса, а все ведущие банки также имеют свои программы лояльности, в том числе предоставляют скидки и кешбэки, которые стимулируют пользователей выбирать между разными кредитными организациями.
В 2022 году регулятор разработал законопроект, согласно которому услуги по приему платежей могут оказывать не только банки, но и финтех-компании, брокеры, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и другие нефинансовые и некредитные финансовые организации. Банки и маркетплейсы раскритиковали инициативу. Законопроект не был внесен в Госдуму.