К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эксперты назвали причины отказа россиян от рождения детей

Фото: Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Решение о переносе или отказе от рождения ребенка в последние годы зачастую связано с негативным отношением к политическому курсу страны, следует из исследования НИУ ВШЭ. Другие распространенные причины — негативный эмоциональный фон и вопросы финансового благополучия

Негативное отношение к текущему политическому курсу государства повышает вероятность отказа от рождения ребенка или его переноса, следует из статьи исследователей из НИУ ВШЭ «Репродуктивные намерения россиян в 2022—2023 годов: роль субъективных факторов», опубликованном в научном журнале «Вопросы экономики». 

Для исследования были использованы данные опроса, проведенного в мае 2023 года. Исследовалось изменение планов респондентов по рождению ребенка за 12 месяцев, предшествовавших опросу. В анкету включили вопрос с открытым ответом о причинах изменения планов по рождению детей, если они изменились. Типичный респондент сокращенной выборки (россияне, которые год назад хотели иметь детей) состоит в браке и работает по найму, живет в городе в двухкомнатной квартире, оценивает свои жилищные условия как хорошие, а материальное состояние — как среднее. Его уровень тревожности за последний год вырос, уровень благосостояния снизился, при этом он поддерживает текущий политический курс. Среднее количество детей, которые уже есть у респондентов, — 1,6, желаемое — 2,7.

Большинство из тех, кто год назад был заинтересован в деторождении, — 60,2% — сообщили, что не изменили свои планы. Приняли решение отложить рождение ребенка на неопределенный срок 14,8% респондентов, 6,3% — решили перенести это событие на один-два года. Полностью отказались от этой идеи 9,5% участников опроса, 9,2% приняли решение родить ребенка раньше, чем планировали до этого. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

К основным причинам изменения планов по деторождению исследователи, отталкиваясь от ответов на открытый вопрос анкеты, отнесли сложную политическую и экономическую обстановку в стране и мире, наличие финансовых трудностей, «спецоперацию»*, личные (негативные чувства и эмоции, отношения с партнером и т. д.) и физиологические причины (скорое наступление предельного для деторождения возраста или ограничения по здоровью).

Среди респондентов, отложивших или отказавшихся от рождения ребенка, чаще других назывались причины, связанные с макроэкономической и политической ситуацией, «спецоперацией» и финансовыми вопросами. При этом доля опрошенных в каждом из кластеров, за исключением физиологии, примерно совпадает. «Это может говорить о том, что причины, побудившие респондентов отложить или отказаться от рождения детей, часто носят комплексный характер», — делают вывод авторы исследования.

 

К отказу от рождения ребенка, в среднем, при прочих равных условиях, приводит совокупность физиологических характеристик и отношения к текущей госполитике, особенно в сфере поддержки семьи, отмечается в статье. Решение о переносе воплощения репродуктивных планов на неопределенный срок в основном объясняется негативным эмоциональным фоном, семейным положением, отношением к госполитике и собственному финансовому положению. Несогласие с нынешним курсом страны увеличивает вероятность такого решения на 11 п. п., отмечается в работе. 

Кроме того, значительно увеличивают вероятность переноса рождения на неопределенный срок сильные негативные эмоции, ощущение ухудшения собственного благосостояния и неуверенность в эффективности материнского капитала. Наибольший вклад в принятие решения отложить рождение ребенка на один-два года имеют семейные факторы. На решение оставить планы по деторождению без изменений заметно влияют факторы, указывающие на благоприятный эмоциональный фон, доверие к госполитике, материальное благополучие. «Согласие с проводимой государством политикой и эффективностью программы материнского капитала аналогично повышают вероятность (сохранить планы родить ребенка. — Forbes) на 14,9 и 7,9 п. п.», — указывают авторы. 

По данным Росстата, в 2023 году в России появилось 1,264 млн новорожденных — это минимальное с 1999 года количество (тогда после дефолта 1998 года родилось лишь 1,214 млн детей). Число новорожденных снижается последние девять лет.

 

Однако столь значимый спад — следствие демографической ямы 1990 годов, говорит независимый демограф Алексей Ракша. При этом показатель рождаемости на одну женщину последние два года остается прежним — 1,44-1,45, отмечает он. Таким образом, заметного эффекта именно от «спецоперации», начавшейся в феврале 2022 года, не наблюдается, считает эксперт.

В целом репродуктивное поведение россиян в наибольшей степени зависит от реальных располагаемых доходов, отметил Ракша. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, высокий уровень дохода увеличивает вероятность, что человек оставит свое решение относительно рождения ребенка неизменным, причем люди до 30 лет обладают более гибкими репродуктивными намерениями и существенно зависят от финансового состояния и субъективных восприятий. «Других способов мотивации к рождению детей, в том числе во время кризисов, кроме господдержки в России быть не может», — считает Алексей Ракша. Более того, по его словам, сейчас, когда экономика страны перестроена на военный режим, люди, занятые в оборонной промышленности, а также участники «специальной военной операции» стали зарабатывать гораздо больше. Когда закончится «спецоперация», «неизвестно, что будет происходить с рождаемостью: с одной стороны, доходы упадут, с другой — может появиться большая определенность насчет будущего», добавил он.

Люди в России, действительно, сейчас по-разному реагируют на происходящее: жители мегаполисов, модернизированное население, могут испытывать тревогу, а проживающие в относительно бедных и небольших населенных пунктах могут, наоборот, испытывать надежды, поскольку их благополучие растет в период «спецоперации», считает завкафедрой народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина.

Одна из задач в области демографии — мотивировать молодежь на реализацию их репродуктивных планов, делают вывод исследователи из НИУ ВШЭ. Разнообразные меры, например «ипотечные каникулы» для семей с детьми, сбор «школьных портфелей», бесплатное питание в школах для семей с двумя детьми, расширение возможностей для матерей на рабочих местах (гибкий график, детские комнаты) могут увеличить уровень доверия населения. Негативный демографический тренд, по мнению авторов исследования, могут изменить большая поддержка рождаемости, в том числе на региональном уровне, и более детальный подход к выявлению групп, требующих поддержки.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+