«Коммерсантъ» узнал о возврате 80% платежей в юанях обратно в Россию
Китайская сторона возвращает около 80% платежей в юанях от российских компаний обратно, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По их словам, ситуация становится все хуже, и клиентам приходится искать посредников и тратиться на дополнительные комиссии при сделках
Китайская сторона возвращает около 80% платежей в юанях из России обратно, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник на финансовом рынке и опрошенных экспертов.
Первые проблемы начались в декабре 2023 года, после выхода указа президента США о вторичных санкциях, рассказывает источник «Коммерсанта». Затем, по его словам, все «шло по нарастающей», очередное обострение произошло после того, как 12 июня США ввели санкции против группы Мосбиржи. Еще один собеседник, знакомый с ситуацией, рассказал, что переводы на китайской стороне могут провисеть несколько недель до распознавания — решения, проводить платеж или нет, а затем быть отменены без объяснения причин. В итоге клиент несет потери на курсе валюты и конвертации. «Комиссию все возьмут, а платеж исполнен не будет», — поясняет источник.
Китайские банки ничего не запрашивают, деньги просто зависают на корреспондентских счетах на 30–40 дней и возвращаются назад, рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании «Сапожников и партнеры» Алексей Сапожников. По его словам, иногда китайский поставщик не может получить свои деньги в течение пяти-шести месяцев, хотя товар уже в России. При доверительных отношениях с клиентом поставщик продолжает поставлять товар на условиях так называемой постоплаты, говорит Сапожников. Кроме того, многие клиенты открывают счета в пяти-шести банках, таким образом добиваясь своевременной оплаты, добавляет эксперт.
Также клиентам для проведения платежей в юанях приходится прибегать к услугам посредников — платежных агентов или «торговых домов», говорит основатель Sagrada Legal Олег Ушаков. По его словам, в первом случае агенты отвечают только за платежные услуги, во втором — еще и за движение товара. На платежных агентов приходится около 30% платежей, сообщает источник «Коммерсанта». Использование посредника приводит к удорожанию сделки: в среднем комиссия в этом случае составляет 3–5%, но может доходить до 8–10% в зависимости от сложности логистической цепочки и суммы сделки, рассказывает Ушаков. Кроме того, чтобы сделка не попадала под риски комплаенса и санкций, может потребоваться не только проводить «нейтральный» платеж, но и фактически ввезти товар из Китая сначала в нейтральную юрисдикцию, а потом уже в Россию.
В будущем наладить расчеты в таких случаях могут позволить платежи в виде цифровых финансовых активов (ЦФА) и в криптовалютах, считает Ушаков. Он признает, что ЦФА пока не самый очевидный инструмент, поскольку они требуют регистрации иностранных контрагентов на российских площадках, а это влечет за собой риски вторичных санкций.
Китайские банки на фоне санкций начали негласно делить юань на «грязный», связанный с Россией, и «чистый», писали 26 июля «Ведомости» со ссылкой на экспертов. По их словам, были случаи, когда банки отказывались принимать юани, которые имеют российский след. Эксперты допустили, что в будущем китайская сторона будет запрашивать у импортеров доказательства покупки валюты на неподсанкционных площадках.