К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

ЦБ повысил ставку до 18%: что будет дальше

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Банк России впервые за семь месяцев повысил ключевую ставку на существенные 2 п. п., резко ухудшил прогноз по инфляции до конца года и допустил новый рост ставки уже на ближайших заседаниях совета директоров. Несмотря на «ястребиный» тон регулятора, большинство опрошенных Forbes экономистов допускают, что 18% могут стать пиком роста ставки, а риторика позволит управлять ожиданиями рынка и повысить жесткость денежно-кредитных условий

Четыре триггера и жесткая риторика

По итогам заседания 26 июля совет директоров Банка России предсказуемо повысил ставку на 2 п. п. — до 18%. Именно такого решения регулятора ожидали и большая часть аналитиков, и денежный рынок. Таким образом, пауза в повышении ставки, которая тянулась с декабря прошлого года, прервалась. При этом регулятор сохранил жесткий сигнал на предстоящие заседания, указав в релизе, что будет рассматривать целесообразность повышения ставки на ближайших заседаниях. «Если потребуется, мы не исключаем и дополнительного повышения ключевой ставки», — подчеркнула на пресс-конференции председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

По итогам заседания Набиуллина отметила, что ранее ЦБ называл четыре триггера для повышения ставки, и все они реализовались. Устойчивая инфляция растет, высокая потребительская активность сохраняется, появились также и новые проинфляционные риски из-за санкций — они связаны с трудностями во внешнеторговых расчетах российских компаний-импортеров.

Наконец, ситуация с дефицитом рабочей силы на рынке труда усугубляется, а положительный разрыв в экономике (ситуация, когда она растет быстрее потенциала и рост спроса опережает возможности расширения предложения — так называемый перегрев экономики) сохраняется. По оценкам ЦБ, в первом полугодии перегрев экономики был максимальным за последние 16 лет — более масштабным в последний раз он был накануне кризиса 2008 года, подчеркнула Набиуллина. Глава ЦБ отметила, что «резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны». Это может привести к тому, что экономика будет замедляться даже в условиях стимулирования спроса, что будет означать стагфляцию (когда экономический спад сочетается с ростом цен). Ужесточение политики ЦБ позволит предотвратить такой сценарий, указала Набиуллина.

 

В итоге ЦБ сильно пересмотрел свой макропрогноз. Из него следует, что теперь у регулятора нет однозначной уверенности в том, что по итогам даже следующего года инфляция вернется к цели в 4% — на конец 2025 года ЦБ дает прогнозный диапазон по росту цен на 4-4,5%. Инфляционный прогноз на 2024 год ухудшен с 4,3-4,8% до 6,5-7%. Кроме того, ЦБ существенно повысил ожидания по средней ключевой ставке на всем прогнозном горизонте, то есть до 2027 года. В частности, с конца июля до конца 2024 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 18-19,4% (то есть регулятор допускает ее повышение до 20% уже в этом году),  в 2025 году — 14-16% (в апреле регулятор ждал 10-12%). 

По словам Набиуллиной, абсолютное большинство участников обсуждения решения по ставке выступали за ее повышение до 18%, однако были и сторонники сохранения ставки — они считают, что для возвращения инфляции к цели ставки 16% достаточно, и для этого просто нужно больше времени. Были и сторонники более решительных действий — повышения ставки до 19-20%, то есть до того уровня, когда можно говорить о завершении цикла повышения, рассказала глава Банка России. Вариант с «шоковой терапией» — повышением на 5-7 п. п. сразу — ЦБ не рассматривался, уточнила Набиуллина. Такие шаги обычно делаются, чтобы купировать риски для финансовой стабильности или когда реакция денежно-кредитной политики на рост инфляции уже сильно запоздала (как случилось в Турции), объяснила она. Ни того, ни другого в российской ситуации сейчас нет.

 

Оправданна ли жесткость

«ЦБ отреагировал на сильное превышение своего апрельского прогноза по инфляции, рост спроса сверх возможностей экономики, повышенные инфляционные ожидания и разнообразные (но до боли знакомые) инфляционные риски», — пишет в обзоре директор по инвестициям «Астры УА» Дмитрий Полевой. Ужесточение политики и риторики ЦБ должны убедить «даже самых заядлых сторонников будущего смягчения», что рассчитывать на него в скором времени не нужно, считает он. По мнению Полевого, с экономической точки зрения такая жесткость выглядит избыточной, поскольку предполагает уровень реальной ставки ЦБ 9-9.5% в 2024 году (по средней инфляции 8%), более 10% в 2025-м и 6-7% в 2026-м при нейтральных 3,5-4,5%. По его прогнозам, во втором полугодии инфляция продолжит замедляться следом за спросом, поэтому столь жесткой политики регулятора может и не потребоваться.

Жесткие действия и риторика ЦБ оправданны — рынок ожидал быстрого снижения процентных ставок, и это стало проблемой, говорит управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. По его мнению, именно поэтому повышение ставки не давало необходимого эффекта. «Только во II квартале рынок начал понимать, что ставка может быть высокой длительный период», — продолжает он. ЦБ, в свою очередь, не хочет формировать ожидания быстрого разворота кредитно-денежной политики, потому что эти ожидания сами по себе создают условия для затягивания периода высокой ключевой ставки, объясняет эксперт.

«Уровень ставки в 18% полностью сходится с нашими оценками необходимого уровня ставки исходя из оценки перегрева экономики в 2,5% ВВП, рыночных ожиданий роста цен в следующие 12 месяцев в 8%, а также нейтральной реальной ставки в 4%», — отмечает главный экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков. По его оценкам, локальный пик инфляционного давления (за вычетом регулируемых цен) уже пройден во II квартале, а максимальный уровень перегрева экономики, прежде всего в части рынка труда, придется на III квартал 2024 года. 

 

Будут ли новые повышения

Несмотря на сигналы ЦБ о возможном повышении ставки, большинство опрошенных Forbes экспертов допускают, что Банк России сможет ограничиться 18% для обуздания инфляции. Ситуация в экономике не совсем стандартная, но если дополнительных шоков не будет, 18% — это, вероятно, пик повышения ставки, считает Егор Сусин. «Можно ожидать, что сейчас начнет снижаться объем кредитования, возможно, выровняется ситуация с ростом зарплат. Если так и будет, то уже к концу года могут появиться предпосылки даже для будущего снижения ключевой ставки до 15-16%. Но снижения в этом году мы не увидим — центральные банки редко разворачивают политику в периодах менее чем в два квартала», — рассуждает он.

В базовом сценарии 18% — пик повышения ключевой ставки, говорит главный экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков. На жесткие меры — повышение ставки до 20% — совету директоров ЦБ придется пойти в условиях, аналогичных тем, что вынудили его повысить ставку в июле, то есть при существенном повышении текущей прогнозной траектории инфляции, объясняет он. Чтобы такие условия сложились, рост цен должен оставаться в районе 1% месяц к месяцу до конца года и выходить на траекторию около 10% год к году в декабре. 

Банк России совершенно точно будет говорить о возможном повышении ставки и обсуждать этот вариант, чтобы поддерживать жесткие денежно-кредитные условия, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Это может позволить ЦБ обеспечивать торможение экономики, не повышая при этом ключевую ставку — если рынок будет верить, что повышение может состояться, считает она. Сигнал о следующем повышении, которое ЦБ может сделать, направлен скорее на удержание ожиданий, что жесткая денежно-кредитная политика сохранится надолго — из этого не следует, что регулятор непременно повысит ставку на следующем заседании, соглашается старший макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев более пессимистичен: по его мнению, Банк России может перейти от слов к действиям уже в сентябре-октябре и повысить ставку на 2 п. п., до 20%. Возможность для снижения ключевой ставки, по его прогнозу, откроется только в середине 2025 года, когда инфляция будет устойчиво замедляться в направлении целевых 4%.

Более ранний разворот в политике ЦБ прогнозирует Александр Исаков из Bloomberg Economics, в базовом сценарии которого Банк России начнет снижать ставку в феврале 2025 года, а при более быстрой реакции цен на охлаждение спроса — уже в декабре 2024-го. Возможность снижения ключевой ставки с экстремальных уровней уже до конца года видит и главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец, которая ждет от текущего уровня ставки начала нормализации кредитования, спроса и ценового давления.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+