Банки предложили открывать счета клиентам без личного посещения отделения
Ассоциация банков России предложила разрешить открывать счета клиентам-физлицам без личного посещения отделения, если ранее они уже прошли идентификацию в другой кредитной организации. Предложение «концептуально поддержал» Росфинмониторинг, однако служба хочет дополнительно изучить его подробности, а также «оценить его востребованность на финансовом рынке»
Ассоциация банков России (АБР) предложила разрешить открывать
счета клиентам-физлицам без личного посещения отделения, если ранее они уже
прошли идентификацию в другой кредитной организации. Такую инициативу АБР направила в Росфинмониторинг, пишет РБК со ссылкой на документы Ассоциации. Для смягчения регулирования она предлагает внести изменения в 115-ФЗ (О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).
Банки отмечают, что аналогичный механизм уже действует на финансовых маркетплейсах: работающие на них кредитные организации могут начинать обслуживание новых клиентов удаленно, а их идентификацией занимаются оператор финансовой платформы или банк (но не другие кредитные организации).
«Механизм будет работать в том случае, если банки между собой заключат соглашения об обмене данными клиентов. Как именно банки будут договариваться о передаче информации — это их внутренний вопрос», — рассказал РБК вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Он отметил, что АБР опрашивает банки, чтобы затем провести обсуждение с ЦБ и Росфинмониторингом.
В Росфинмониторинге РБК рассказали, что «концептуально поддерживают» предложение банков, но служба хочет дополнительно изучить его подробности, а также «оценить его востребованность на финансовом рынке в части готовности кредитных организаций осуществлять обмен клиентскими базами». «С учетом изложенного и при поддержке Банка России готовы к дальнейшей проработке данного вопроса», — заявили в службе.
В Росфинмониторинге отметили, что недавно сообщили о своей позиции Центробанку и «работа над данным вопросом еще не начата». В ЦБ не ответили на запрос РБК.
Такое упрощение процедуры позволит банкам сократить расходы, связанные с привлечением новых клиентов и открытием им счетов, рассказал РБК партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Однако переход на новый механизм не будет простым для банков, а также потребует финансовых вложений, предупреждает глава департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Елена Сираева. «Он требует существенной перестройки внутренних процессов и организации процессов межбанковского взаимодействия, в том числе технического, введения новых процедур внутреннего контроля рисков», — отметила эксперт. Эксперты также указывают на возможные опасности, связанные с передачей клиентских данных, в том числе несанкционированный доступ к ним и утечки информации.