Bloomberg рассказал о трудностях европейских банков с уходом из России
ЕЦБ оказывает на европейские банки, имеющие бизнес в России, давление с целью ускорить их уход с российского рынка, узнал Bloomberg. Но их дочерние компании в России вынуждены соблюдать местные правила и не хотят лишаться бизнеса по несправедливой цене, пишет агентство. По его подсчетам, доходы пяти банков ЕС с крупнейшим объемом операций в России выросли за два года почти втрое
Спустя два года после начала «военной спецоперации»* на Украине крупные европейские банки продолжают сохранять свои подразделения в России, которые за эти годы стали гораздо более прибыльными, сообщил Bloomberg. Доходы пяти банков Евросоюза с крупнейшим объемом операций в России выросли за два года почти втрое, а численность их персонала сократилась всего на 3%.
Deutsche Bank, к примеру, резко сократил численность своих сотрудников в России, в основном из-за закрытия IT-центра, но его доходы в 2023 году оказались выше, чем в 2021-м. Прибыль «дочки» австрийского Raiffeisen Bank International (RBI) за этот период выросла более чем в три раза, а «дочки» итальянской Intesa — почти в 20 раз. Это типично для банков, имеющих средства в России, учитывая трудности с возвращением этих денег в Европу и двузначные процентные ставки, которые российский ЦБ платит по депозитам кредиторов, отмечает агентство. И напоминает об аналогичной ситуации с банками США. У Citigroup, которая в начале 2023 года прекратила почти все институциональные банковские услуги в России, к стране «привязаны» почти $7 млрд, большая часть которых находится на депозитах в ЦБ и других агентствах. У JPMorgan Chase & Co. в стране «застряло», по его данным, около $350 млн.
Медленные темпы ухода из России побуждают Европейский центральный банк оказывать на банки давление. Источник агентства, знакомый с ситуацией, объяснил, что беспокойство ЕЦБ вызывает тот факт, что дальнейшее присутствие в России угрожает банкам санкциями США и крупными штрафами. Надзорный орган требует все банки с крупным бизнесом в России «ускорить усилия по снижению рисков, разработав четкую дорожную карту для сокращения и выхода из бизнеса», сообщила в мае министрам финансов стран еврозоны Клаудия Бух из ЕЦБ.
Но, наряду с давлением ЕЦБ на материнские компании банков, их дочерние компании в России вынуждены соблюдать местные правила. Венгерский OTP Bank, сохранивший возможность выводить средства из России, признал, что хочет уйти из страны, но российские регуляторы затрудняют продажу подразделения по справедливой цене. Глава итальянского UniCredit Андреа Орсель в мае признал, что окончательный уход из России трудно осуществить. «Очевидно, что если бы была возможность еще больше ускорить наше размежевание, то мы бы это сделали», — сказал он.
Ни один кредитор не иллюстрирует дилемму европейцев лучше, чем RBI, который в течение двух лет пытается выйти из России с деньгами на руках, отмечает Bloomberg. И напоминает, что сложная сделка по репатриации капитала с покупкой доли в строительной компании Strabag, которую ранее контролировал российский миллиардер Олег Дерипаска, в начале мая провалилась. Банк признал, что не смог убедить западных регуляторов и «получить необходимые гарантии для продолжения предлагаемой сделки».
Итальянский Intesa Sanpaolo в сентябре получил разрешение Москвы на продажу своего российского подразделения группе, возглавляемой местными менеджерами, но сделка замедлилась из-за бюрократических препятствий. «Завершить ликвидацию непросто», — признал CEO банка Карло Мессина.
Европейским банкам «стыдно находиться в России, учитывая нынешнюю политическую ситуацию», объяснил аналитик Morningstar DBRS во Франкфурте Никола де Каро. «Но беспорядочный выход можно рассматривать как услугу российским властям», — подчеркнул он.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.