Аналитики НАФИ сообщили о росте цифровой финансовой грамотности россиян
Россияне улучшили свою цифровую финансовую грамотность за последние два года, говорится в исследовании Аналитического центра НАФИ. Агентство отметило, что большинство участников их опроса знают, как могут быть использованы их персональные данные, что нужно убедиться в безопасности сайта перед покупкой в интернете и хранить в секрете свои пароли, но пренебрегают их регулярной сменой и имеют заблуждения по поводу платежей через общественный Wi-Fi
Индекс цифровой финансовой грамотности россиян вырос за последние два года, говорится в исследовании Аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовой информации), которое есть в распоряжении Forbes. По данным аналитиков, этот индекс в 2024 году для России составил 6,02 балла из 10 возможных, в то время как в 2022 году составлял 5,63 балла. Рост показателя — 6,9%.
Рассчитывая индекс, аналитики принимали во внимание цифровые знания россиян, поведение и установки. В рамках исследования центр опросил 1600 человек от 18 лет, при этом статистическая погрешность данных не превышает 3,4%, указывает НАФИ.
Большинство респондентов хорошо знакомы с такими базовыми понятиями, как персональные данные и цифровой финансовый договор, отмечают аналитики НАФИ. По их данным, 71% опрошенных хорошо понимают принцип использования персональных данных в интернете и знают, что их данные могут быть использованы для рекламы. 69% респондентов сообщили аналитикам, что знают, что цифровой договор при электронном подписании считается действительным. При этом НАФИ обратило внимание на заблуждения в отношении криптовалюты: так, около трети респондентов — 32% — ошибочно считают, что ее можно использовать в качестве законного платежного средства.
Большинство участников опроса НАФИ (85%) согласились с тем, что нужно убедиться в безопасности сайта, прежде чем оплачивать покупки в интернете, говорится в исследовании. 61% респондентов сочли важным ознакомиться с условиями и пользовательскими соглашениями перед онлайн-покупкой. Аналитики НАФИ насчитали низкую долю респондентов, которые знают о том, что небезопасно проводить онлайн-платежи, используя общественный Wi-Fi: 34%.
Большинство опрошенных продемонстрировали правильное поведение в вопросе защиты своих персональных данных в цифровой финансовой среде, сообщает НАФИ. 82% респондентов сообщили, что не разглашают свои пароли и ПИН-коды даже близким друзьям, 83% не делятся информацией о своих деньгах в интернете. При этом участники опроса часто пренебрегают регулярной сменой паролей на сайтах для онлайн-покупок, отмечает НАФИ: по данным аналитиков, это делают только 32% участников исследования, а 39% опрошенных практически никогда их не меняют. По данным агентства, больше половины респондентов (54%) перед покупкой финансового продукта в интернете никогда не проверяют, есть ли продавец услуги в официальном реестре финансовых организаций.
Исследование показало, что респонденты склонны недооценивать или переоценивать собственный уровень цифровой финансовой грамотности, утверждает НАФИ. По словам аналитиков, это выражается в несоответствии долей тех, кто считает свои знания довольно высокими или, наоборот, очень низкими, с той картиной, которая есть на самом деле. Так, исследование показало, что средний уровень цифровой финансовой грамотности имеют 70% опрошенных, сами себя на этот уровень оценили лишь 42%. О своем высоком уровне финграмотности заявили 29% респондентов, в реальности, по данным аналитиков, его имеют 22%. На низкий уровень оценили свои знания 24% участников опроса, НАФИ же считает, что такой уровень реально имеют 8% опрошенных. По данным аналитиков, повышать свои знания в связанных с цифровыми финансовыми услугами и их безопасностью областях готовы 71% респондентов.