Аналитики заявили о росте доли айтишников среди клиентов МФО
Доля айтишников среди клиентов МФО выросла вдвое, следует из данных Webbankir. Увеличилась также доля работников добывающей промышленности и занятых в сфере машиностроения и металлообработки. Эксперты отмечают, что сейчас МФО стремятся работать с более платежеспособной аудиторией
Доля IT-специалистов среди клиентов микрофинансовых организаций (МФО) выросла с 2,5% до 4,4% с начала 2023 года, следует из результатов исследования финансовой онлайн-платформы Webbankir, с которыми ознакомилось ТАСС.
При этом больше всего за этот период среди клиентов МФО увеличилась доля работников добывающей промышленности. В начале 2023 года на них приходилось 5,5%, год спустя — 7,8%. Доля специалистов, занятых в сфере машиностроения и металлообработки, увеличилась за это время с 4,6% до 6,2%.
В то же время среди клиентов МФО сократилась доля работников торговли — с 18,3% до 16,2%. При этом они все еще остаются самым частыми заемщиками. Кроме того, уменьшился процент заемщиков, занятых в здравоохранении (с 7,5% до 5,7%), легкой и пищевой промышленности (с 7,2% до 5,6%), образовании (с 6,8% до 5,4%), охране и силовых структурах (с 8% до 6,7%), юридических и нотариальных услугах (с 3% до 2,1%).
При этом сотрудники финансовой отрасли лидируют по величине средней суммы займа — 8600 рублей. IT-специалисты в среднем занимали 7600 рублей, а работники сферы здравоохранения и силовых структур — по 7500 рублей. Наименьшие суммы займов получают работники общепита (5600 рублей), сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности (по 5900 рублей).
Ужесточение ЦБ макропруденциальных лимитов, из-за которых финансовые организации ограничены в возможностях давать взаймы тем, кто уже выплачивает по кредитам от 50% своего дохода, меняет аудиторию МФО, отмечают авторы исследования. Это приводит к тому, что такие организации стремятся работать с более платежеспособными лицами. По данным Webbankir, в 2024 году средний доход клиента МФО достиг 52 000 рублей в месяц.
В начале февраля «Коммерсантъ» со ссылкой на Webbankir писал, что по итогам четвертого квартала 2023 года доля повторных клиентов российских микрофинансовых организаций (МФО) достигла 83,4%, обновив максимум с третьего квартала 2020 года. «В нынешних условиях компаниям выгодно работать с повторными клиентами. Это качественная и лояльная аудитория, которая требует меньше расходов на маркетинг», — пояснял тогда гендиректор Webbankir Андрей Пономарев. Кроме того, опрошенные газетой участники отрасли заявили, что в 2024 году доля повторных клиентов на микрофинансовом рынке продолжит расти.
«Известия» со ссылкой на СРО «МиР» в ноябре 2023-го писали, что портфель микрозаймов по итогам третьего квартала 2023 года превысил 348 млрд рублей. Это был рекордный показатель для микрофинансовых организаций (МФО) — на 18,2% больше, чем в тот же период 2022 года. В то же время темпы роста портфеля микрозаймов тогда начали снижаться: 6,4% во втором квартале против 5,5% в третьем.
В СРО «МиР» тогда отмечали, что на это повлияли ограничения ЦБ. Регулятор в 2023 году ввел макропруденциальные лимиты (требования к доле рискованных ссуд в выдачах). С 1 июля того же года также вступило в силу ограничение максимальной ставки по микрокредитам с 1% до 0,8% в день. Предельное значение полной стоимости займа было уменьшено с 365% до 292% годовых, а максимальный размер суммы всех переплат — до 130%.